Фотострана » Интересные страницы » Будь в форме » Йога | Yoga » Осознанность – главный метод в йогатерапии
Осознанность – главный метод в йогатерапии
Решать проблему со здоровьем следует в двух направлениях: изнутри и снаружи.
Методы йогатерапии, о которых пишут и говорят, как правило, ограничиваются воздействием на организм человека как на тело, то есть биологическую форму организации материи. Это коррелирует с подходом западной медицины, а следовательно «научно», то есть неоспоримо. Наиболее уважаемые объяснения механизмов действия техник хатха-йоги основываются на логике функционирования материальной составляющей тела человека.
Так, например, можно часто прочитать или услышать о гемодинамическом и рефлекторном методах действия йогатерапии, о тех или иных терапевтических аспектах шаткарм, асан и даже пранаям через объяснение механизма воздействия на системы организма человека. Однако, все это обращает нас к редукционистской и механистической модели терапии, к левополушарному мышлению. Это, строго говоря, — игнорирование «психо» (= души, если вспомнить греческий!) составляющей человека и, как следствие, дискредитация понятия «йога».
Эта статья, как следует из названия, посвящена методу, действие которого невозможно объяснить в терминах физиологии.
Тем не менее, излагая его суть, мы будем стремиться к объединению этих двух казалось бы совершенно разных систем координат, другими словами к достижению состояния «йоги» между наукой и духовностью. В научной терминологии метод осознанности можно назвать информационно-полевым. Это метод воздействия на информационное поле, организующее частицы материи. Но обо всем по порядку.
Начнем с… самого сложного.
Преодоление страдания — преодоление негативного мышления
Все знают, что один из переводов слова «йога» — это «единение» или, выражаясь языком науки, — «интеграция, синтез». Чего с чем? Вопрос, пожалуй, индивидуальный. Часто можно встретить такое определение: «единение с Божественным началом». Словами Дешикачара, йога — это «все, что приближает к сознанию некой силы, которая выше и могущественней нас». Развить эту мысль можно и так: осознание себя частью этой силы, выход за пределы двойственности ума («преодоление парных противоположностей» в Йога Сутрах), преодоление ложного знания об отделенности себя от всего окружающего мира.
Когда мышление основывается на противопоставлении «я-ты» и «плохо-хорошо», возникает негативизм. Неприятие того, что «плохо», что «не мое». В «запущенных формах» это приводит к неспособности радоваться хорошему, неспособности его видеть. Так, например, можно одинаково радоваться и тому, что у вас есть автомобиль (им можно пользоваться при необходимости и желании), и тому, что его нет (нет необходимости о нем заботиться). Но часто мы — все, за исключением святых, — выбираем обратное. Между миром и войной мы почему-то выбираем войну.
Мы выбираем. Это главное и первое, что необходимо уяснить. Никому из животного мира не была дана свобода воли. Только человеку. Животные выбирают инстинктивно, а это не значит осознанно и свободно. Они действуют по «программе». И, надо отметить, для шакала падаль — это «хорошо», а для льва, например, — «плохо». Но это не означает, что объективно падаль это хорошо или плохо. Это лишь точки зрения. В этом смысле йогу можно интерпретировать как объединение точек зрения, «связывание нитей ума».
Итак, если мы хотим избавиться от страдания, то первое, что надо сделать — перестать хотеть от него избавиться. Перестать воевать за мир. Как только мы перестаем видеть плохое, а точнее навешивать такой ярлык, это «плохое» перестает быть таковым.
Смотреть правде в глаза
Перестать видеть плохое — вовсе не означает закрыть на это глаза или терпеть стиснув зубы. Скрепя сердце ничего конструктивного сделать невозможно. Конструктив возможен только с открытым сердцем. И это не фигура речи. И даже не эзотерика.
Открыть сердце — это как раскрыть объятья. Это выражение принятия. Даже рефлексы нашего тела подтверждают это. Если рассматривать с этой позиции рефлекс растяжения, то очевидно, что пока тело «беспокоится» о том, что мышце предлагают непривычным образом вытянуться, эта самая мышца реагирует противоположным образом — она сокращается. При условии, что мы не совершаем резких движений, то есть не меняем ситуацию слишком быстро, тело принимает ее, и мышца расслабляется. Тело, кажется, понимает, что необходимо изменить отношение к ситуации, которую невозможно изменить.
Осознавать проблему, признавать ее наличие — это половина решения. Вторая половина, пожалуй, принять на себя ответственность. Потому что если проблема возникла у меня, то, стало быть, она мне для чего-то нужна. Ведь для чужого мне человека эта же ситуация не будет являться проблемой. Проблема лишь в моей точке зрения. Как часто говорил Свами Сатчитананда на своих выступлениях, если человек показывает на кого-то или что-то пальцем, обвиняя в своих проблемах, то три остальных пальца показывают на него самого. Следовательно, ответственность — принятие необходимости измениться самому, са
войдите, используя
или форму авторизации