РУССКИЙ ЯЗЫК В ТАБЛИЦАХ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный,
Надо слово изменить,
Ударение поставить,
Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова.
С ударением в слогах,
Зимовать-проверим-зимы,
Зимний тоже подойдёт,
Речка, реки и речной.
Побегут вслед за рекой.
Ставь всегда без промедления
Нужный слог под ударение.
Подбирать учись слова
Для проверки ты всегда,
И не сделаешь ошибок
В данном слове никогда.
ТЕМА: Изменение глаголов по временам
Урок сегодня новый,
Глаголы изучаем,
И правило сегодня
Мы новое узнаем
Что делать? Как тут быть?
Не хочется незнающим
среди ребят прослыть.
И мы опять работаем,
Читаем, объясняем,
Пишем, смотрим, сравниваем.
И… запоминаем.
А в конце урока
Мы подведём итог:
Что сделали? Что делаем?
Что будем делать впрок?
И время настоящее
в прошедшее уйдёт
И в будущее снова всех нас поведёт.
ТЕМА: Правописание корня в однокоренных словах
СНЕГ
Снег кружится над землёй
Снежный берег, снежный дом,
Миллион снежинок
Собрались в перину.
Снеговик детвора
Быстро лепит у двора.
А снежок всё идёт
И никак не устаёт.
ТЕМА: Обозначение мягких согласных буквами Е, Ё, Ю, И, Я
Узнавать нас очень просто
Перепутать нелегко
Тем, кто видит нас пред гласной
Я, Е, Ю, И, просто Ё.
Вы, конечно, угадали.
Мы согласие вам дали.
Мы согласны, что согласный
Будет мягкий, если гласный
Я, Е, Ю, И, просто. Е
За согласным вслед идёт.
Ну, а твёрдые, твердите,
Только твердостью тверды.
Твёрдый звук покажет. О,
Буква Ы и буква У,
Э и А всегда при нём,
Хоть за горы мы пойдём.
ТЕМА: Правописание суффиксов -очк -, -еньк-
Деточки: Светочки,
Оленьки, Поленьки,
Юрочки, Нюрочки,
Сашеньки, Машеньки -
Ласково мамы всех называют,
Весёлый венок из имён сплетают.
Все имена вы в тетрадь запишите
И важные суффиксы в них укажите.
ЗАГАДКА:
Что за дивная игрушка.
Эта странная избушка?
Без окошек и дверей,
Даже стенок нет у ней,
Только крыша да углы,
Ровно выстланы полы.
Всех пернатых приглашает.
И от голода спасает. (Кормушка)
- Из каких слов можно составить ряд?
- По какому признаку?
Кормушка, игрушка, избушка.
ТЕМА: Перенос слов
Слоги, слоги, слоги, слоги
Побежали по дороге.. .
Вот канава впереди,
Как здесь прыгнуть, погляди.
Буквы в слове оглянулись
Как же быть?
И тут вернулись!
Надо в слоги становиться,
Только слогом норовить
Проскочить через канаву.
И чтоб буква не осталась,
Чтоб она не оторвалась
И вперёд не убежала
За канаву вдруг одна.
Только слоги не спешите
И разумно поступите:
Слогами всегда шагайте,
Прыгайте и убегайте.
Вам не скучно будет вместе
Проживать на новом месте.
ЧАСТИ СЛОВА
Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щелкать.
Сначала находим окончание,
Но это не конец всем стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.
Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!
Он за корнем только становится
И не словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.
И еще нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично!
ТЕМА: Имя существительное
ОХОТА
Однажды в студёную зимнюю пору,
А может осенним деньком,
Охотник собрался с ружьём на охоту
Чтоб радость доставить тебе вечерком.
Вот белка по веткам летает проворно,
И хвост её огненный пляшет всегда…
Вот здесь наш охотник прицелился ловко,
И… щелкнул прицел объектива слегка.
Стрелял он и в белку, и в зайца пушистого,
И в волка, и в лисоньку ту золотистую,
В медведя колымского,
Оленя ветвистого,
В евражку и в дятла,
В кедровку на лиственнице.
Спешите быстрей,
Напишите скорей,
Кого же охотник убить не сумел?
Задания:
Выписать названия животных нашего края.
Выписать имена существительные.
Чему учит нас это стихотворение?
Беречь родную природу.
МЯГКИЙ ЗНАК
ТЕМА: Правописание “ь” знака на конце существительных женского рода после шипящих.
Я – умная буква
И знаю, когда
Должна я писаться у слова всегда.
Но крепко дружу я и с теми словами,
Где слышится шум
И шипенье с жужжанием.
Но только всегда ли должна я писаться?
Об этом вы сами подумайте, братцы!
Я помогу вам, а вы догадайтесь
И чистосердечно мне в этом признайтесь…
Кто же успел уже догадаться,
Где я пишусь, и, где, не должна я встречаться.
Учащиеся инсценируют правописание “ь” знака. К доске выходят несколько учащихся с записанными на карточках словами:
1 ученик с изображением “ь” знака на карточке на груди, подходит и дотрагивается до плеча тех, кто держит карточки со словами с “ь” знаком. Дети у слов открывают “ь” знак.
Дети делают вывод, в каких случаях мягкий знак нужно писать, а в каких нет.
ТЕМА: Парные согласные в корне слова.
Их ты встретишь в ленте букв.
Они там парами идут.
Ну а в слове по одной строго замечаем.
Звонкий слышим в них, глухой –
Мы это отмечаем.
Но писать их, верно сможем,
Правило узная.
В охапку шапку прихватив
Варежки с носками
Сапожки для Сережки,
Клюшку для Андрюшки.
И ну скорее все на пруд,
Где нас веселье, игры ждут.
Давайте будем помогать,
Где нашим буквам лучше встать?
Вы правило скажите,
Примеры приведите.
Задания перед чтением стихотворения:
1. Определить по содержанию стихотворения тему урока.
2. Как проверить парные согласные на конце и в середине слова?
Цель: Развивает орфографическую зоркость, память, логическое мышление, активизирует внимание.
СКАЗКА О ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ТЕМА: Члены предложения
Когда-то давным-давно,
В какие-то времена,
(Уже не помнит никто)
Жили в предложении слова
И не делились по значению тогда.
Не было ни главных, ни второстепенных,
Жили все на равных:
Весело, степенно…
Но однажды
Приключилась в предложении суматоха.
Все слова всполошились:
- Как плохо!
- Кто здесь главный?
- Кому мы поручим команду свою?
Нет ни матери, ни отца,
Не замолвить за нас ни словца.
Призадумались слова в предложении.
Как же выйти нам из этого положения?
Стали думать они и гадать;
- Кого же главным мы можем назвать?
Долго думали и гадали
И, наконец-то, они признали:
- Тот, о ком говорится в предложении,
Будет главным для нас одолжением.
Имя будет ему подлежащее,
Имя самое подходящее.
А что делать ему в предложении,
Тут мы скажем уже без сомнения:
Здесь сказуемое будет помогать
И за все в предложении отвечать.
Ну, а все остальные слова
Помогать тут будут всегда.
Где, какие, когда и зачем
Отчего, почему и за кем
Встанут быстро в предложении
Рядом с главными второстепенные.
Им дадим мы важное задание,
За что получат они особое признание.
Например, дополнять сказуемое,
Если действие будет непредсказуемое.
Если как, почему и зачем
Нужно действовать в данный момент.
Дополнение требуется здесь,
И это обязательно надо учесть.
И без определения нам быть нельзя,
Как не старайся, всё будет зря,
Если знаешь, отныне какой
Будет порядок у слов непростой.
Так решались доказательно
Все вопросы обстоятельно.
Обстоятельства заставили,
Быстро по местам расставили.
Все слова на место встали
И значения приняли.
Каждый будет потому
Отвечать за роль свою.
СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ
ТЕМА: Парные согласные на конце слова
(Фрагмент урока)
- А теперь послушайте сказку. О чем она?
Как она называется? Кто её написал?
Жили- были старик со старухой
У самого синего моря.
… Закинул как-то старик невод,
Пришел невод с рыбкой,
С непростой рыбкой, золотою.
И молвила рыбка человеческим голосом:
- Не губи меня, старче,
Отпусти меня в море,
Сослужу я тебе службу,
Выполню любую твою просьбу…
Поведал старик о такой небылице старухе.
Взбесилась старуха:
- Дурачина ты, простофиля,
Попроси у рыбки то…
(И думаете, что она у рыбки попросила?)
1. Без чего желуди не растут? (Без дуба)
2. Пусть отгадает то, без чего хлеб не родится. (Без колоса)
3. Пусть пошлет то, без чего растения летом засыхают. (Без дождя)
4. Выпроси у рыбки то, без чего люди за стол не садятся. (Без хлеба)
5. Пусть в мой кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Старуха: Рыбка должна выполнить мои пожелания при одном условии: в словах-отгадках должны быть парные согласные на конце слова.
Учитель: Поможем рыбке? Многое зависит от нас с вами. Запишите слова так, чтобы отвечали на вопрос Что?
войдите, используя
или форму авторизации