Про няню Пушкина, Арину Родионовну, знают все.
А вот преданный до гроба крепостной Никита Тимофеевич Козлов известен куда меньше. Хотя он провёл с поэтом всю жизнь и был с ним в самые трудные минуты.
Козлов приходился родственником Арине Родионовне и мужем её дочери. К маленькому Пушкину его приставили, когда Никите Тимофеевичу перевалило уже за 30.
Именно он гулял с ним по московским улочкам, показывал Кремль, а однажды даже залез вместе с Сашей на церковную колокольню, откуда показал мальчишке панораму Первопрестольной. Это впечатление поэт помнил всю жизнь.
Козлов отправился с Пушкиным и в Петербург, когда тот поступил в лицей. В столице слуге пришлось несладко. Юное дарование постоянно писало крамольные стихотворения, и нередко их приходилось прятать от вездесущих жандармов.
При этом Козлов своего подопечного очень любил. Как-то один полицейский предложил ему громадную сумму за опусы Пушкина, за что его могли бы отчислить. Никита Тимофеевич так рассвирепел, что вытолкал стража порядка за дверь.
Александр Сергеевич тоже равнодушным к своему «учителю» не был. Когда его однокурсник Корф ударил Козлова, поэт немедленно вызвал его на дуэль. Корф правда стреляться отказался.
Козлов гордился успехами Пушкина, как своими. Писатель его тоже не забыл. Черты Козлова легко угадать в Савельиче из «Капитанской дочки».
К 1820 году царь Александр I, почитав донесения агентуры, пришел к следующему выводу: «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодежь их читает. Пушкина надобно сослать в Сибирь!»
После этого он поручил петербургскому губернатору Милорадовичу произвести у молодого поэта (вы угадали) обыск и, если понадобится, арестовать.
Время тогда было другое, додекабристское, и в 6 утра никто дверь ломать не стал. Напротив, сыщик Фогель пришел, когда Александр Сергеевича не было дома и, прикинувшись фанатом, попросил слугу дать почитать рукописи.
Слуга отказался. Тогда Фогель предложил 50 рублей (стоимость 10 коров). Слуга вытолкал подозрительного господина и закрыл дверь. Потом все рассказал вернувшемуся Пушкину — и они вместе сожгли экстремистские документы.
Этим слугой и был Никита Козлов.
Самое страшное для Козлова случилось 27 января 1837 года. В тот день к нему привезли смертельно раненого на дуэли Пушкина. Никита Тимофеевич первым бросился к карете и взял на руки поэта.
Заметив слёзы на глазах старика, истекающий кровью Пушкин спросил: «Грустно тебе нести меня, Никита?». Может быть, он вспомнил, как Козлов носил его малого на руках лет за 30 до того...
По воспоминаниям современников, крепостной «дядька» поэта не отходил от его гроба, не ел и не пил. Козлов проводил останки своего доброго барина к последнему его жилищу... «он стал на дрогах, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы».
После смерти Пушкина Никиту Козлова, ввиду его грамотности, исключительной честности и преданности покойному поэту, взяли опекать детей Александра Сергеевича.
войдите, используя
или форму авторизации