Почему стартапы терпят неудачу? Сериал «Миллиарды» дал лучшее объяснение
«Миллиарды» — один из лучших сериалов о деньгах на современном телевидении. В основе сюжета эпическая схватка двух тщеславных властолюбцев — федерального прокурора, которого играет Пол Джаматти, и менеджера хедж-фонда, в исполнении Дэмиэна Льюиса. Создатели явно разбираются в бизнесе: по словам американского предпринимателя Джеймса Альтушера, «это первый сериал, верно передавший реалии Уолл-стрит». В одной из серий «Миллиардов» был предложен идеальный способ оценить потенциал любого стартапа (вашего в том числе).
Немного предыстории. Бобби Аксельрод (Дэмиэн Льюис) возглавляет невероятно успешный хедж-фонд, чьи доходы оцениваются в миллиарды долларов.
Его жена Лара — полная противоположность стереотипу «статусной жены» — запустила бизнес в области здравоохранения (если восстанавливающие капельницы для похмельных топ-менеджеров можно считать «здравоохранением»). Лара решает, что пора привлечь дополнительный капитал и вывести бизнес на новый уровень, но не хочет использовать для этого семейные сбережения. Она хочет привлечь внешние инвестиции.
— Ты уверена, что готова? — спрашивает Акс. — Потому что если ты не готова…
— Я готова, — отвечает Лара.
Акс выдерживает паузу.
— Хорошо. Я позвоню Бойду, и он подберет подходящего человека в Spartan Ives [Лоуренс Бойд руководит инвестиционным банком Sparnat Ives на Уолл-стрит]. Ты сможешь поговорить с ним о расширении компании.
Пока все вроде бы хорошо.
Но на встрече дела неожиданно идут не так, как планировала Лара. Вместе с мужем она выбирает «подходящего человека» (оказалось, это женщина) из Spartan Ives. Сначала ей кажется, что встреча прошла успешно. Она благодарит визави за уделенное время.
— Для Бойда я сделаю что угодно, — отвечает топ-менеджер Spartan Ives. — Он лично попросил меня об этом. И все что угодно — для вашего мужа.
Когда Акс приходит домой, Лара говорит ему:
— Скажи Бойду, что эта женщина даром потратила мое время.
— То есть? — спрашивает Акс с кажущимся смущением. (На самом деле Акса ничто не способно смутить.)
— Встреча была унизительной, — отвечает Лара.
— Она вела себя некорректно? — спрашивает Акс. — Она тебе нагрубила?
— Нет, — отвечает Лара, — нет… Она говорила со мной так, как будто я всего лишь «жена». Как будто моя компания к этому не готова.
— Я пытался предупредить тебя об этом, — говорит Акс. — Ты не готова. Но ты не захотела меня услышать.
Лара спрашивает, почему он так решил.
И вот оно. Акс задает Ларе вопрос:
— Разве ты занимаешься тем, что получается у тебя лучше, чем у кого-либо в мире? Ты предлагаешь услугу, которую придумала не ты; лекарство, которое изобрела не ты; способ доставки, который изобрела не ты. Ничего из того, что ты делаешь, не является твоим; ты не предлагаешь клиентам ничего уникального. Ты не определила свою целевую аудиторию, никак не индивидуализировала свою концепцию. Мне продолжать?
Так почему инвестиционный банк должен этим заинтересоваться? Я все это говорил тебе с самого начала, но ты не слушала. Теперь ты услышала, но уже слишком поздно. Ты. Была. Не готова.
И если это — не лучшее на свете определение по-настоящему крутого стартапа с огромным перспективами, то попробуйте предложить вариант получше.
войдите, используя
или форму авторизации