Французский художник Поль Эмиль Шабас не особенно популярен в России, но его картины украшают залы многих музеев мира. Самые известные полотна Шаббаса посвящены двум его любимым темам – воде и юным девушкам. Переливы струй, водная гладь, прозрачный воздух создают великолепный фон для юных прелестных женщин, чья красота только расцветает. Картины полны света, жизни и нежности, мало свойственной художникам того времени.
Первая его выставка состоялась в Парижском салоне в 1890 году. Он был награждён золотой медалью на Всемирной выставке 1900 года и в 1912 году получил почётную медаль. Его любимой темой для изображения были обнажённые юные девушки в естественной обстановке.
Одна из его самых известных картин «Сентябрьское утро» (фр. Matine de Septembre, 1912) приобрела скандальную известность в США в мае 1913 года, когда Энтони Комсток, глава Нью-йоркского общества борьбы с пороком, осудил картину как безнравственную. Этот случай получил широкую огласку, и репродукции картины потом хорошо продавались в течение нескольких лет. "Сентябрьское утро" часто приводится как пример китча.
Похожей картине Поля Шабаса — «В сумерках» (фр. Au Crpuscule) Марина Цветаева посвятила стих-экфрасис :
Сумерки. Медленно в воду вошла
Девочка цвета луны.
Тихо. Не мучат уснувшей волны
Мерные всплески весла.
Вся — как наяда. Глаза зелены,
Стеблем меж вод расцвела.
Сумеркам — верность, им, нежным, хвала:
Дети от солнца больны.
Дети — безумцы. Они влюблены
В воду, в рояль, в зеркала…
Мама с балкона домой позвала
Девочку цвета луны.
Для души художник писал совсем иные картины. «Танец нимф», «Белокурая нимфа», «Купание матери и ребенка» - эти полотна намного более эмоциональны, чем те, что обеспечили художнику в 1900 году золотую медаль Всемирной выставки. Поэтический флер картин Шаббаса не оставлял зрителя равнодушным.
войдите, используя
или форму авторизации