Св. Иоанн постник, патриарх Константинопольский.
Как христианин должен относиться к земным благам?
I. Святой Иоанн, память коего ныне, названный за свое великое воздержание постником, был сын бедных родителей, которые хотели сделать его ремесленником. Но еще с юношеских лет Иоанн чувствовал сильное влечение к подвижнической жизни, поселился вместе с благочестивым монахом Евсевием, и тот своим примером еще более укрепил в Иоанне это влечение. Константинопольский патриарх Евтихий, узнав о строгой жизни Иоанна, посвятил его в диакона; а по смерти Евтихия Иоанн в 582 году был избран на его место, и сначала уклонялся от этого сана, уступив лишь усиленным просьбам Константинопольскаго духовенства. Занимая эту кафедру с 582 по 585 год, Иоанн постник приобрел общее уважение и любовь константинопольской паствы щедростью и состраданием к бедным, которым он отдавал все, что имел. Господь прославил святителя и даром чудотворения: его молитвами была укрощена сильная буря на море, исцелен слепой и совершилось много других чудес. Святой Иоанн постник скончался в 595 году, оставив после себя лишь деревянное ложе, льняную рубашку и ветхую ризу: так относился он к земным благам.
II. Братие! Как часто из-за благ и среди благ чувственных ныне теряют то, что несравненно дороже их, — теряют вечность, для которой человек и живет на земле! Но ужели Господь награждает благами человека для того, чтобы они были во вред ему? Нет, Бог благ, и дает всем и все во благо. Если же многим посылаемыя блага служат во вред, то виною тому сами те, которые не умеют, или не хотят пользоваться ими как должно, по-христиански. Как же должно христианину пользоваться земными благами по-христиански?
Этому научает нас ныне прославляемый св. Иоанн постник, патриарх константинопольский, отличавшийся щедростью и состраданием к бедным.
а) Аще богатство течет, не прилагайте сердца, говорит пророк (Пс. 61:11). Итак первая забота христианина должна быть о том, чтобы сердце свое держать далеким от благ земных, чтобы не услаждаться ими, чтобы услаждаясь, не забыть Того, Кто выше и неоцененнее всего. Как путешественник не обольщается на пути своем ничем, попадающимся ему, но своим сердцем постоянно обращается к тому, что оставлено им на родине, — к своему семейству и ко всему близкому душе его; так и христианин, странствуя в сей юдоли плача, какими бы благами окружен ни был, ум и сердце свое должен иметь постоянно обращенным горе — к предметам высшим — небесным:, там его вечный дом, там все дорогое его сердцу. Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:1. 2). Посему, обладая богатством, он не полагает в нем сокровища для души своей, но желает и просит у Бога себе богатства другого, котораго ни тля тлит, ни воры не подкапывают и не крадут. Окружен ли почестями, похвалами людскими, он помнит, что самая высокая почесть — это быть в числе избранных Божиих, в числе наследников царства небеснаго и эту-то почесть он старается восхитить смирением, чистотою души и сердца и всеми добродетелями; об этом он воздыхает день и ночь. Святые доходили до такого безпристрастия к земным благам, что считали за великое счастие для себя, если имели возможность, совсем оставить все земное; они с удовольствием часто бросали и богатство, и славу, и почести, и удалялись в пустыни, пещеры. И вот почему они с таким благодушием, подобно Иову, переносили и лишение этих благ. Часто мучители угрожали мученикам отнятием у них земных благ, а они утешались тем, посмееваясь над мучителями. Святый Иоанн Златоуст, осужденный на изгнание, в последней речи народу говорит: «скажите, чего мне бояться? Ужели потери имения? Мы ничего не принесли в мир сей, конечно ничего не можем и вынесть из него. Я презираю страх мира и посмееваюсь над его благами. Я не боюсь нищеты, не желаю богатства; не боюсь смерти, и не желаю жизни». Так, христианин, разсуждай и ты. Ты владей всем, но тобою, чтобы не обладало ничто, — владей благами земными, но сквозь их прозревай, чрез них вожделевай других благ — небесных. Всем сердцем люби одного Господа, а все остальное пусть будет тебе любезно в Нем и для Него и никак не больше Его, и тогда легко потечет твой жизненный путь!
б) Но если обладающему благами земными необходимо безпристрастие к ним, то еще необходимее правильное употребление их. Чтобы видеть, как и куда христианин должен употреблять блага земныя, стоит только обратить внимание на времена первенствующих христиан церкви апостолъской. Тогда никто не позволял себе что-нибудь называть своим, тогда всякий служил другому, чем и как мог. Народу веровавшу бе сердце и душа едина, говорит евангелист Лука. И действительно, для того ли даются земныя блага нам, чтобы пользовался один тот, кому дано? Но в таком случае был бы несправедлив Раздаятель даров, одних награждающий, а других лишающий? Святый Василий Великий об этом разсуждает так: «скажи причину, ради которой ты получил имение? Ужели не справедлив Бог, неравно разделяющий нам потребное для жизни? Для чего ты богатеешь, а тот находится в бедности? Не для того ли, чтобы и ты получил мзду за доброту и верное домостроительство и он почтен великою наградою за терпение». Итак мы в руках Божиих домостроители или управители Его великаго имения, а вручаемые нам от Него дары Его — это наивернейшее средство к получению награды на небеси в случае управления вернаго. Итак, христианин, будь верен пред Богом, разделяй дары Его не имущим их. Служи всем каждый тем даром, какой получил. Ты живешь в изобилии — приди на помощ бедным и безпомощным, горькую чашу жизни их услади потоком милостей, изливаемых на них, введи в дом безроднаго, устрой безприютнаго, посети больного и заключеннаго. И благо будет нам, если мы до конца пребудем верными в дому Его. В день страшнаго испытания и праведнаго мздовоздаяния мы услышим тогда от Него тот сладкий, вожделенный глас: добрый рабе, благий и верный! вниди в радость Господа твоего. (См. «Сборн. общепон. поуч.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, 1892 г.).
III. Итак, братие, от нас будет зависет благами земными воспользоваться к своему спасению. Возбудим в своем сердце жажду небеснаго, и тогда оно не обольстится временным; — постараемся приобрести любовь к Богу и ближнему, и тогда не своего будем искать в жизни, но яже ближняго нашего, — того, чего желает от нас Бог. Аминь. (Сост. по указ. источн.).
войдите, используя
или форму авторизации