
Оптимальное состояние сознания: счастье, сила духа и стрессоустойчивость сквозь призму древней философии и современной психологии.
Каждый человек, переживающий депрессию, прокрастинацию, находящийся в лапах зависимости, съедаемый тревогой или неудовлетворённостью, бичуемый неуверенностью или страхом, точно может сказать, от чего бы он хотел избавиться - от каких ощущений и переживаний. Но много ли найдётся людей, которые смогут ясно и недвусмысленно описать то, к чему человек желает прийти - оптимальное состояние сознания, именуемое в просторечии счастьем?
Философский вопрос, помогающий быстро осознать, что в жизни является самым важным
Преподавание философии я начинаю с такого вопроса:
- Если бы у вас была возможность передать своим детям что-то одно, что бы вы им передали?
Я не знаю ещё ни одного человека, который бы ответил на него не задумываясь.
Размышляя, люди пытаются определить, что является самым важным в жизни.
Детям можно передать какую-нибудь безделушку. Или дом. Или бизнес. Но является ли это САМЫМ важным? Прикидывая все "за" и "против", человек рано или поздно приходит к выводу, что материальные блага - это не самое важное, ведь их легко утратить. Пожалуй, важнее денег умение их зарабатывать. Тогда, быть может, умение зарабатывать деньги - вот, что мы хотели бы передать своим детям? Однако есть возражения:
навыки зарабатывания денег стремительно меняются во времени, и то, как зарабатывали наши отцы уже совершенно неактуально для нас;
зарабатывание денег - это всего лишь инструмент, а вовсе не самоцель.
Самые прозорливые говорят: детям важнее передать умение учиться!
И я отвечаю вопросом:
- А для чего им уметь учиться?
- Как для чего? - разводят руками слушатели, - чтобы быть эффективными и достигать своих целей.
- А для чего им достигать своих целей? - продолжаю давить я.
- Ну, не знаем... - отвечают мне собеседники, - чтобы быть счастливыми.
Как утверждал древнегреческий мудрец Эпикур: "Человек никогда не стремился бы к познанию, если бы у него не было потребности в счастье". Все наши усилия направлены на одно - на увеличение меры счастья. Деньги, власть, отношения, самореализация - всё это только инструменты, с помощью которых мы надеемся счастье обрести.
Обыватель чаще всего связывает счастье с кратковременными позитивными эмоциями или удовольствиями. Но в философии счастье понимается иначе: как устойчивое состояние сознания, основанное на мудрости.
Действительно:
мы не можем защитить своих детей от нищеты;
мы не можем защитить их от болезней;
мы не можем защитить их от физической боли,
но мы можем подать им пример мудрого отношения к жизни, от которого зависит мера переживаемых страданий и мера счастья.
Это состояние сознания мудреца, которое даёт человеку высокую стрессоустойчивость, несгибаемость, бесстрашие, силу духа, жизнелюбие и чувство внутренней свободы, и которое древнегреческая философия называла атараксией, - вот это и есть самое главное. Именно это мы и хотели бы передать своим детям, ибо счастье - это цель, а всё остальное - средство. А мудрость - путь к этой цели. Но, чтобы передать возможность пройти этим путём своим близким, не правда ли необходимо самим вступить на этот путь?
Атараксия, доступная мудрецам
Давайте совершим мысленное путешествие в Древнюю Грецию и посмотрим на её общественную жизнь. Что мы увидим? Войны, борьбу за деньги и власть, попытки выбраться из нищеты, попытки прославиться и добиться общественного признания. И среди всей этой какофонии немногочисленные мудрецы тщетно пытаются призвать толпу образумиться.
Мы увидим, что за те 2000 лет, что отделяют нас от древних греков, в обществе принципиально не изменилось ничего: люди всё так же путают цель и средства её достижения, и всё так же не могут вразумительно объяснить, что значит "быть счастливым". А между тем протонаучный взгляд на счастье начал закладываться ещё тогда - первыми представителями сократических школ философии.
"Атараксия" - дословно "невозмутимость", особое состояние сознания, достигаемое мудрецами. Некоторые ошибочно путают атараксию с безэмоциональностью и апатией, что в корне неверно. Эпикур однозначно связывал атараксию с удовольствием и жизнелюбием, с полноценным переживанием бытия. Правильнее понимать атараксию, как устойчивое позитивное восприятие жизни, из которого мудреца не способно выбить ни какое событие.
Можно ли считать атараксию такой же мистической выдумкой, как и восточное "просветление"?
Нет. Ибо никто из схолархов не называл себя мудрецом. Они, вслед за Пифагором, именовали себя философами, то есть людьми, вставшими на путь мудрости, но не достигшими её. Этим подчёркивалось, что достичь абсолютной атараксии (абсолютного счастья) невозможно, но можно становиться мудрее, увеличивая меру счастья в своей жизни. Другими словами, речь шла о культивировании конкретных практик, образе жизни и мыслительных паттернах, которые способствовали увеличению качества жизни здесь и сейчас, а не при следующей реинкарнации, в которую древние греки (за исключением Пифагора) не верили.
Благодаря усилиям этих философов, появилось учение о счастье.
В отличие от обывателя философ мог просто и ясно объяснить, в чём заключается человеческое счастье и как следует жить, чтобы становиться счастливее. Вот, например, как это делал Эпикур.
Счастье по Эпикуру - это обретение внутренней свободы через вытеснение страхов и тревог, с которыми никто не рождается, но которые прививаются человеку через воспитание (культуру и связанные с ней предрассудки).
Эпикур считал, что живой человек всегда переживает какие-то эмоции и чувства: находиться в безэмоциональном, бесчувственном состоянии он не может.
Все эмоции и чувства можно условно разделить на две группы: страдание и удовольствия. И если человек вытесняет страдания, то испытывает удовольствия.
Страдание по Эпикуру - это не физическая боль, не нищета, не какие-то объективные потери, а страх. Страдание - это страх. Тот, кто не боится, кто преодолел страх, тот силён духом, а значит, в любой ситуации хранит спокойствие, уверенность и ценит переживаемый момент жизни.
Если бы Эпикура спросили, что он бы передал своим детям, как самое важное (детей у Эпикура не было, если не считать "духовных" детей, каковыми были его ученики), то, наверняка, мудрец ответил бы: атараксию, как состояние совершенного бесстрашия.
Действительно, мы не можем застраховать своих детей от многих бед. Но, быть может, мы можем подать им пример мудрого отношения ко всему происходящему, опирающемуся на умение НЕ СТРАДАТЬ, то есть на умение быть счастливыми, несмотря ни на что: любить жизнь, ценить её, радоваться ей, всегда сохранять позитив и, когда наступает наш час, легко отпускать её с улыбкой на устах, как это подобает мудрецам. В этом ли не подлинная сила духа и величие человеческого разума? Жизнь приготовила нам много сюрпризов, но море по колено тому, кто ничего не боится. Для философа жизнь превращается в увлекательную игру, яркую и приятную, пусть иногда и напряжённую.
В дело входит наука
Современная философия использует идеи прошлого, но адаптирует их к текущим реалиям. Вот как понимает проблему счастья венаторианство.
Венаторианство - от латинского "охотник", современная философия, раскрывающая проблему счастья через личностный рост: незрелые натуры могут переживать удовольствие, но не могу достичь счастья, как устойчивого состояния сознания.
Венаторианство опирается на идею о том, что удовольствия и страдания - вещи сугубо субъективные. Объективно существует напряжение. Это напряжение (физическое или психическое) может субъективно переживаться как страдание или как удовольствие в зависимости от того, сквозь призму каких смыслов человек его воспринимает.
Такой взгляд на проблему соответствует научной парадигме.
Феномен стресса открыт наукой очень давно, и хорошо известно, что стресс, являясь психофизическим напряжением, может быть связан как с чувственными страданиями, так и с чувственными удовольствиями. Американский психолог Келли Макгонигал написала целую книгу о том, что принципиальным моментом в проблеме стресса является отношение к нему самого человека: если человек боится стресса, то стресс становится страданием, если человек чувствует себя уверенно, то стресс идёт ему на пользу.
Это очень напоминает работу в тренажёрном зале: железо - это способ дать организму управляемый стресс. Этот стресс не только не является разрушительным, напротив, он лежит в фундаменте крепкого здоровья и хорошего самочувствия.
Вспомните любые неприятные эпизоды своей жизни.
Когда вы испытывали страх и сомнения, такие эпизоды становились "шрамами" на вашей душе. Но когда в похожих ситуациях вы вели себя бесстрашно, то странным образом чувствовали удовольствие от ощущения того, что контролируете ситуацию или, как минимум, своё отношение к ситуации.
Таким образом, наука не только не опровергает эпикурейское учение, но и подтверждает его эмпирическими фактами. Счастье для учёного-психолога - это тоже состояние сознания. И, если не идеализировать, то мы можем говорить об оптимизации мыслительных процессов и сопряжённых с ними эмоциях, которые определяют качество переживаемого мгновения.
Счастье - это оптимальное состояние сознания.
И так же, как в древности философ мог точно объяснить, что такое атараксия, сегодня психолог может точно описать суть оптимального состояния сознания.
Кто и зачем отказывается от счастья
Казалось бы, всё ясно: счастье - это состояние сознание, в основе которого лежит мудрость. Его нельзя купить за деньги, его нельзя обрести, забравшись на трон, его можно заполучить, лишь став философом, открыв для себя философский взгляд на мир и научившись управлять своим отношением к происходящему. Однако почему за те 2000 лет, с тех пор, как философы сформулировали суть счастья, широкие слои населения остаются от него всё так же далеко?
Ответ даёт современная психотерапия.
Человек переживает страдания, потому что страдание - это его сознательный выбор. Другими словами, человек в конкретной ситуации убеждён, что его страдания оправданы и он должен страдать. Назовём это "правом на страдание".
Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса называет такие мировоззренческие установки иррациональными, а в венаторианстве они называются ограничивающими. Примеры таких установок:
Я имею право чувствовать себя плохо, потому что со мной плохо поступили.
Я должен испытывать страх, потому что под угрозой находится моя жизнь.
В этой ситуации страдать естественно, потому что все люди в этой ситуации страдают.
Эпикурейскую философию называют психотерапевтической, потому что она была направлена на помощь человеку в преодолении тех ограничивающих убеждений, что становятся причинами тревоги, страха и страданий. Эпикур говорил: "Как нет никакого толку от медицины, не врачующей болезни тела, так нет никакого толку от философии, не врачующей болезни души".
С рождения мы вписаны в культурное пространство, которое перенасыщено предрассудками и манипулятивными установками, загоняющими человека в состояние жертвы. Вещи, которые мы с первого дня появления на свет привыкли воспринимать как нравственные аксиомы, при ближайшем рассмотрении, оказываются занозами и наручниками, задача которых - удерживать нас в роли страдающих, всего боящихся исполнителей чужой воли.
Таким образом, обретение мудрости - это процесс психотерапевтического характера, связанный с преодолением собственных ограничивающих установок, изменением картины мира и освобождением от страданий. Эпикур сформулировал и критерий истины в вопросах мудрости, сказав:
- Кто праведен, в том меньше всего тревоги.
Это означает, что страдание в любой его форме - это маркер психической незрелости, демонстрирующий неготовность человека принимать мир таким, каков он есть.
Мы это знаем на своей шкуре. В последние годы наше общество претерпело радикальные изменения, поднявшие огромное количество грязи, которая раньше была незаметна. Широкие слои населения оказались не готовыми принять то, что никак не соответствовало их прежним представлениям об обществе, людях, политике и власти. Это вызвало шок, когнитивный диссонанс глобального масштаба. Но эта же ситуация и создала благоприятные условия для личностного роста и реорганизации картины мира с учётом новых вводных. Ибо легко чувствовать себя спокойно, уверенно и позитивно на острове Чунга-Чанга в окружении цветущих пальм и фертильных аборигенок. Попробуй обрести бесстрашие там и тогда, где и когда ты находишься сейчас. Это сложно, но зато это по-настоящему.
Эпикурейство, а вслед за ним и венаторианство учит нас тому, что страдание - это добровольный выбор человека, находящегося в состоянии жертвы. Счастье же, как состояние сознания, находится на другой чаше весов. Люди рождаются способными переживать удовольствия, но счастье - это навык, потому что оно опирается на процессы оптимизации мышления, которым нужно учиться. Учиться или нет - так выбор не стоит.
Мы можем забыть о том, что есть самое важное, и пуститься в погоню за деньгами, славой или краткосрочными удовольствиями. Но завтра жизнь обязательно преподнесёт нам очередной урок мудрости, показав, что ни деньги, ни власть, ни любая форма эскапизма не способны дать подлинное счастье. Ибо они сами по себе не ведут к мудрости. И действительно, глядя на политиков и олигархов мы чаще всего ставим им диагноз (а мнение, что мы находимся в их власти - не более чем ограничивающее убеждение). У них есть всё, кроме самого важного, так стоит ли равняться на этих бешеных псов?
Как сказал американский психолог Ричард Дэвидсон:
- Если люди научаться фокусироваться на самом важном, мы будем жить в другом мире.
Солью этой цитаты является то, что "в другом мире" человек начинает жить не тогда, когда все остальные меняют мышление, а когда он сам меняет его: меняя отношение к реальности, вытесняет из своей жизни страхи и беспокойства. Будем же каждый день задавать себе вопрос о том, что есть самое важное, что нужно обязательно постараться передать своим детям и всем остальным людям на свете; самое важное, что в первую очередь следует взрастить в самом себе, для самого себя и ради всех остальных; самое важное, что позволит нам обрести удовлетворение прожитой жизнью и самим собой; самое важное, что и является подлинной целью, тогда как всё остальное - лишь средство. Последуем совету Эпикура и будем держать фокус внимания "на самом общем и главном". Встанем на путь мудрости, ибо альтернатива ему - лишь путь страдания. И своей улыбкой, теплом своих сердец, чистотой намерений и бесстрашием докажем, что атараксия - это не миф, а всего лишь оптимальное состояние сознания, доступное каждому.
Источник:
войдите, используя
или форму авторизации