. Если верить Казанове, он воспользовался случаем, чтобы упрекнуть Вольтера в том, что тот разоблачает абсурдность народной мифологии:
Касанова: Предположим, вам удастся уничтожить суеверие, чем вы его замените?
Вольтер: Мне это нравится! Когда я избавлю человечество от свирепого монстра, пожирающего его, вы спросите, что я поставлю на его место?
КАСАНОВА: Суеверия не пожирают человечество, напротив, они необходимы для его существования.
Вольтер: Необходимые для его существования! Это ужасное богохульство. Я люблю человечество; я хотел бы видеть его, как и я, свободным и счастливым. Суеверие и свобода не могут идти рука об руку. Вы считаете, что рабство способствует счастью?
Касанова: Значит, вы хотите верховенства народа?
Вольтер: Боже упаси! У масс должен быть король, чтобы управлять ими.
КАСАНОВА: В таком случае суеверие необходимо, ибо народ никогда не даст простому человеку права управлять им. . . .
ВОЛЬТЕР: Мне нужен государь, правящий свободным народом и связанный с ним взаимными обязательствами, которые должны предотвратить любую склонность к деспотизму с его стороны.
Касанова: Эддисон говорит, что такой государь... невозможен. Я согласен с Гоббсом: из двух зол нужно выбирать меньшее. Нация, освобожденная от суеверий, была бы нацией философов, а философы не умеют подчиняться. Нет счастья для народа, который не подавлен, не прижат и не держится на поводке.
Вольтер: Ужасно! А вы из народа! . . .
КАСАНОВА: Ваша главная страсть - любовь к человечеству. Эта любовь ослепляет вас. Любите человечество, но любите его таким, какое оно есть. Человечество не восприимчиво к тем благам, которыми вы хотите его одарить; они лишь сделают его еще более жалким и извращенным. . . .
Вольтер: Мне жаль, что вы такого плохого мнения о своих собратьях.
войдите, используя
или форму авторизации