Предыдущие комментарии
В Тунисе он планирует создать музей в квартире-мастерской, где художник прожил с 1915 по 1949 год. С 2022 г. в постоянной экспозиции в моем любимом Русском музее. В Третьяковской галерее состоялась выставка под названием "Под солнцем Карфагена. Александр Рубцов":
…Как в мареве костра,
дрожащем между пламенем и дымом
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона».
Иосиф Бродский
дрожащем между пламенем и дымом
беззвучно распадался Карфаген
задолго до пророчества Катона».
Иосиф Бродский
Важнейшее место в творчестве Рубцова занимала тема Востока. Его вдохновляли северо-африканские пейзажи, мавританский фольклор, арабский быт и декоративно-прикладное искусство. Эклектичная живописная художника вобрала в себя различные пластические системы. (Эклектика- художественное направление, ориентированное на использование различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях). Он часто работал на пленэре, был близок традициям французского постимпрессионизма.
Живописец мастерски передавал насыщенный солнечный свет и яркие цвета, характерные тунисским пейзажам, варьировал нюансы освещения, за что в последствии французские исследователи называли его «художником света». Тунисские кварталы, насыщенные белым солнцем пустыни, восхитительные портреты африканских женщин, сады с миндальными деревьями, никого не могут не восхитить.
Именно ему удалось уловить в своих полотнах особое очарование этой североафриканской страны, где причудливо переплетаются яркий колорит Средиземноморья и горячее дыхание Сахары. «Свою жизнь он посвятил Тунису, - рассказывает французский искусствовед Фредерик Миттеран. - Я довольно давно знаком с творчеством Александра Рубцова. Мне выпала честь побывать с визитом в резиденции Посольства Франции в Тунисе, где на абсолютно заслуженном почетном месте был
выставлен портрет тунисской женщины «Манубия», написанный в 1920 году». В 1947 году художник в последний раз побывал во Франции и провел персональную выставку в галерее La Boetie в Париже. Газета «Фигаро» сообщила, что Президент Франции выразил восхищение «Арабской женщиной» Рубцова. Во французских художественных кругах в 1920-х годах Рубцов, уроженец Петербурга, приобрел известность своими работами,
передающими образ удивительного мира, который захватил его своей экзотичностью, сказочностью, многообразием красок. Рубцову были подвластны все жанры живописи. Непревзойденный мастер пейзажа, он также восхищает и очаровывает своими картинами, запечатлевшими уличные сценки, базары ремесленников, узорчатые арабские двери, мечети, марабу - гробницы мусульманских отшельников, античные руины, лица, орнаменты бедуинских татуировок.
Огромный интерес вызывают картины, изображающие обнаженную женскую натуру. Вот как описал художник свои ощущения в дневнике: «Работая над своими закатами солнца, я пришел к убеждению, что, пожалуй, больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо еще». Тунисский искусствовед Али Луати, знаток творчества Рубцова, объясняет причины того, почему художник обосновался именно в Тунисе:
«Убежденность в этом выборе диктовалась желанием сохранить свою свободу, свободу творчества, отражающего видимую реальность вне моды, тенденций и течений. Кандинский - мессия абстракции, Малевич - аскет антинатурализма, Габо и Певзнер - искоренители сентиментализма в скульптуре были, как и он, русские, для которых академические традиции обладали большей значимостью и яркость разрыва с ними делала
их символами борьбы с искусством прошлого и пророками будущего и прогресса. Но не большая ли свобода как раз в отказе от ужасов современного машинизма, в убежденности Рубцова, что природа еще полна богатств, раскрывающихся художникам, желающим смиренно поступить в ее школу?»
войдите, используя
или форму авторизации