А. В. Амфитеатров признавал, как и многие его коллеги по ли-тературному цеху, что «беллетристка в Капитолине Валерьяновне пропала несомненно очень хорошая. Даже при проклятых услови-ях made in Germany ее романы, написанные красиво, осмысленно, без вычур декадентства, в мягких акварельных тонах, читались среднею публикою не только с занимательностью, но и с пользою» и что «надо отдать справедливость самой К.В.: при всем ужасном, каторжном, можно сказать, многописании своем, она сберегла и слог, и технику сочинительства — в гораздо большей мере, чем большинство ее товарок по ремеслу» (Амфитеатров 1908: .Довольно лестно о Назарьевой высказался и А.А. Измайлов, считая, что «все, выходившее из-под ее пера, носило отпечаток вдумчивого, свежего и умудренного жизненным опытом ума, го-рячо чувствующего и на все доброе отзывчивого сердца» и что она «представляла незаурядное явление <…> по серьезности и, так скажем,
идейности
(выделено Измайловым. —
М.А
.), которою проникнута лучшая часть написанного ею» (Измайлов 1900: 1–2).П.В. Быков писал: «К.В. Назарьева, хотя и не обладала большим художественным талантом, но всегда невольно подкупала читателя идейностью своих произведений, огромным внешним интересом рассказа, живостью, бойкостью, умением прекрасно затронуть ка-кой-либо из жгучих вопросов» (Быков 1900: 2).Суммируя критические оценки современников Назарьевой, мож-но прийти к выводу, что «талантливой рассказчице» мешали «отделы-вать» свои произведения не только отсутствие времени за необходи-мостью зарабатывать деньги «литературным трудом», но и специфика ее личностного мироощущения, воспринимающего события через жесткую призму оценочных суждений. Читая сегодня ее произведе-ния, мы видим, что они действительно относятся к «дамскому рома-ну» со всеми присущими этому виду литературы изъянами, с чем, ви-димо, и связано забвение творчества писательницы.Однако мы не можем отрицать и того, что среди коллег по «дамско-литературному цеху» Назарьева была своеобразным «лидером», поскольку отчетливо выделялась не только оригинально-стью тем, проблематикой и мастерством рассказчицы, но и принципиальным разнообразием литературных жанров, составивших ее литературное наследство.Подобная многоплановость автора не может не привлекать внимание современного исследователя литературного процесса
конца XIX века, желающего существенно дополнить уже, казалось бы, известкую картину развития русской литературы на рубеже XIX–XX веков.
Забытые писатели.
Если серьезно, огромное количество забытых имен, художников и писателей. Так, книга Ройтенберг О.О.
войдите, используя
или форму авторизации