12 декабря - День Памяти Валентина Гафта.
Живых всё меньше в телефонной книжке...
Валентин Гафт - актер невероятно широкого творческого диапазона, в совершенстве владевший самыми разными жанрами, от комедии до трагедии. Когда-то Ролан Быков сказал о нем — мой нежный Гафт, мой нервный гений. Сказал точно «в десятку».
Гафт был ранимым и застенчив, как ребенок, при всей своей популярности.
"Вот облако, похоже на рояль,
Кусочек влаги надо мной несется,
Сейчас оно, как сердце, разорвется,
И не сыграть на нем, а жаль."
«Я никогда не думал, что буду известным, - как-то признавался актер. Вот Евстигнеев и Леонов были известными. Им даже на улицу выйти было сложно. Александр Вертинский чуть ли ни мелом мазал лицо, чтобы таким образом спрятаться за маской. Я не думал, что будут играть главные роли, что публика будет дарить цветы».
Мир полон звуков, звуки все — мы сами.
Лишь Бог тихонько ходит между нами...
Валентин Гафт
Мне понадобилось немало времени, чтобы утвердиться в профессии. В телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» я снимался еще малоизвестным актером. И вообще, попал на картину случайно. Чем-то телевизионное начальство не устроил изначально утвержденный исполнитель роли дворецкого Брассета. И тут подвернулся я. Оператор Гога Рерберг меня одел и сказал несколько слов о роли, которые произвели на меня сильное впечатление: «Играть ничего не нужно, просто будь в кадре». Мои несколько мгновений в картине почему-то запомнились зрителям. А режиссер Витя Титов даже сказал, что если бы я у него с самого начала снимался, то он бы роль Брассета сделал гораздо больше, и получилось бы гораздо интереснее. Для меня тогда очень важно было это услышать от такого грандиозного режиссера, как он.
.........................
Валентин Гафт
Наконец я попал в «Современник». Там мне здорово помог Женя Евстигнеев. Мне дали роль дядюшки в «Обыкновенной истории». Евстигнеев говорит: «Играй это репризно». И показал несколько сценок и за дядюшку, и за племянника. Ярко и смешно, грустно и весело. Это было на гастролях в Ташкенте. Все тогда уехали на экскурсию в Бухару, а мы с Евстигнеевым не захотели и остались в гостинице. Я тут же начал об этом жалеть. Женя меня успокоил: «Вон, видишь, киоск стоит, «Союзпечать» называется, мы там купим открыточки с видами этой самой Бухары, и полный порядок, будем знать больше, чем они».
В «Современнике» все артисты — личности. Какие у меня были партнеры! А партнерши — одна лучше другой: Лиечка Ахеджакова, Ниночка Дорошина, Леночка Яковлева, Мариночка Неелова, Милочка Иванова... С Нееловой у нас было много спектаклей. В «Трех сестрах» ее ввели на роль Маши, а я уже играл Вершинина. Нам там по пьесе нужно было целоваться, а я на репетициях целоваться отказывался — не то чтобы стеснялся, просто не люблю я такие сцены. Но пообещал: «Я тебя, Марин, на премьере поцелую и тогда покажу тебе, как целуются». И Марина с ужасом ждала своего премьерного спектакля. Ничего, пережили, мы же артисты.
........................
Валентин Гафт
Не знают истины потомки,
Не знали будущего предки,
Душа чужая - как потемки,
Своя душа - как птица в клетке.
Мы одинокие обломки.
Чьи мы потомки? Чьи мы предки?
Мы как оборванная пленка,
Мы как обломанные ветки.
На пьесу наша жизнь похожа,
Мир - театр, занавес - туман.
Мы люди. Нам всего дороже
Нас возвышающий обман.
Идем по призрачным дорогам,
Играем в прятки с давних пор,
Чтоб так играть, какой же с Богом
Мы заключили договор?
Заняв у вечности мгновенье,
Мы доживаем не спеша.
И после долгого терпенья
Из нас, как Божий знак спасенья,
Как выстрел, вырвется Душа.
Валентин Гафт
Есть актеры понятные, как холодильник, — от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают — они работают. А есть иные — неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают.
........................
Валентин Гафт
Галина Борисовна Волчек, как актриса, всегда слушается режиссеров, старательно все выполняет на сцене, но жутко смешлива. Однажды играли мы в спектакле «Вечно живые». Там, по задумке режиссера, мы выезжали на столе на сцену (как воспоминания), говорили что-то и также отъезжали. И вот выезжаем на сцену я, Волчек и Гафт. Галина Борисовна говорит фразу: «Когда мы были в эвакукации…» Сказала, испугалась, прикрылась ладошкой и как затрясется от смеха. Я за ней следом — трясусь, закрываюсь руками, но пытаюсь изобразить рыдание… Только мы успокаиваемся, как Гафт оживленно спрашивает: «Так что было, когда вы были в эвакукации?» Ну, тут нас прорвало: захохотали истерически. Нас увезли за кулисы, а недоуменный зритель сидел и думал: «Что же означает эта нелепая сцена?»
...........................
— Вы больше не пишете?
Валентин Гафт:
— Нет. Не хочу больше стихов. Я ведь и не поэт вовсе, хотя к сочинительству меня тянуло. Поэт у нас Пушкин. Он гений космического масштаба. Пушкин вобрал в себя высоты всех искусств вместе взятых. Когда его читаешь, думаешь: «Какое же счастье, что он есть и будет». Такие люди рождаются раз в тысячу лет. О самых серьезных душевных переживаниях Александр Сергеевич говорит просто, легко, с иронией. Он на все вопросы дал ответы. Читайте Пушкина. Он опередил время. Стихи нужны людям. Это короткая, но объемная и чувственная форма. Раньше люди больше читали, увлекались поэзией, собирались на поэтические вечера в Политехническом музее. Очень хочется, чтобы такой интерес к поэзии вернулся...
Валентин Гафт..Любимый актёр и поэт. Многогранный и самобытный. Обаятельный. Неподражаемый. Харизматичный. Мудрый.
Наша любовь и аплодисменты... Светлая Память...
войдите, используя
или форму авторизации