Миллионы на улучшение имиджа
После землетрясения в Невельске в 2007 году Сахалин опять «тряхнуло» - внезапным арестом губернатора Александра Хорошавина.
Впрочем, внезапным ли?
Что ни год, область «потряхивали» скандалы и скандальчики. Сперва они как будто не касались самого Хорошавина. Так, в 2009-м «прославился» один из его подчиненных - министр здравоохранения Андрей Васильченков, «распиливший» с близким ему предпринимателем 98 миллионов бюджетных рублей. Деньги были потрачены сверх необходимого на покупку медоборудования для больниц. Васильченкова обвинили в хищении, дали срок - шесть лет, девять месяцев лишения свободы. Губернатор, вопреки законному приговору, стоял за своего министра стеной, утверждая, что тот не виновен.
Возможно, это была его первая ошибка. Возглавляемая Хорошавиным область - единственный на Дальнем Востоке бездотационный субъект федерации (на территории еще до его прихода во власть заработали нефтегазовые проекты Сахалин-1 и Сахалин-2), а значит, губернатор прав априори. Так считалось довольно долго - вплоть до 2013 года. А потом вдруг грянул скандал.
Область проверили по поводу расходования бюджетных средств в сфере госзакупок. И оказалось, что правительство Сахалинской области готово потратить 600 миллионов рублей не на что-нибудь социально значимое, а на «улучшение имиджа губернатора». И хотя сахалинские власти заявили, что формулировка у госзакупки другая - «информирования населения о деятельности и успехах», губернатора покритиковал тогда сам президент страны, заявив, что ничем нельзя более навредить имиджу чиновника, как такими многомиллионными тратами.
А далее покатились разоблачения, итогом которых стало первое место Сахалинской области в так называемом рейтинге расточительности по госзакупкам.
- Мы, областные депутаты, не раз обращали внимание на то, что правительству и губернатору надо бы быть скромней, - заметила депутат Сахалинской облдумы Светлана Иванова. - Некоторые покупки нас откровенно смущали. Мы информировали об этом правоохранительные органы.
850 миллионов рублей были потрачены в 2013-2014 годах на ремонт сахалинских правительственных апартаментов. Из них почти 50 миллионов - на обустройство так называемой «зоны губернатора» площадью 170 квадратных метров. Для сравнения: капитальный ремонт хирургического отделения Сахалинской областной больницы площадью тысяча квадратных метров обошелся куда дешевле - в 20 миллионов.
Хорошавин подошел к своему уюту с царским размахом: 1,5 миллиона область заплатила за стол и тумбу в его кабинете, 500 тысяч - за «служебный» диван, 200 тысяч - за «умный» унитаз с гидромассажем и пультом управления... Заплатили бы из казны и 8 миллионов рублей за «Мерседес», но под давлением общественности Хорошавин был вынужден отказаться от суперавтомобиля.
Прогремела на всю область и история с приобретением двух вертолетов (около 1 миллиарда рублей), закупленных вроде как для санавиации. Но вип-отделка вертолетных салонов дала основания считать, что малая, да удалая авиация предназначена совсем для другого: для перелетов некоторых лиц на заповедный остров Монерон, где активно и без рекламы строится особая база отдыха.
Покачнула имидж Александра Хорошавина и покупка старого и, как писали местные газеты, ржавого пассажирского судна «Поларис», курсирующего и сегодня между Сахалином и Курилами. И разрешение промышленного лова на нерестовых реках Сахалина. И еще одно обидное лидерство области среди других российских регионов – по количеству жилых трущоб на душу населения…
Спецопреация «кран»?
Впрочем, все эти горе-рейтинги последних лет были губернатору Хорошавину нипочем. Что же произошло сейчас? И почему, в отличие от недавней - тихой и чисто аппаратной - отставки еще одного дальневосточного губернатора, а именно, главы Еврейской автономной области Александра Винникова, задержание Хорошавина оказалось шумным и зрелищным, как боевик?
Что тому причиной? Суровая оперативная необходимость? Или обыски в правительстве и дома, люди в масках, наручники и вся «спецоперация» последних суток - это сигнал «аффилированным лицам» о серьезности намерений следствия в отношении главного фигуранта?
По мнению нашего источника, задержание Хорошавина стало возможным после того, как появились на то основания. Скорей всего, появились они после сразу, как следственное управление СК РФ по Сахалинской области возбудило уголовное дело в отношении некоего Николая Крана - руководителя местной строительной компании «Энергострой» и успешного, буквально вездесущего, сахалинского бизнесмена.
Все последние годы чуть ли не везде, где большие деньги и масштабные проекты, - там Кран. Перевод Сахалинской ТЭЦ с угля на газ. Бюджетный заказ в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Кран - председатель совета директоров Холмского морского торгового порта, Тихоокеанского Внешторгбанка, руководитель, владелец, акционер, депутат…
Уголовное дело в отношении Николая Крана возбуждено по статье, предусматривающей ответственность за уход от уплаты налогов. Пока, как считает следствие, Кран сокрыл 56 миллионов рублей. По данным нашего источника, уже два месяца он содержится в «Матросской тишине» и буквально на днях дал согласие сотрудничать со следствием. Судя по всему, делает это с такой присущей ему высокой активностью, что бурная спецоперация по задержанию губернатора Хорошавина просто не могла не случиться.
войдите, используя
или форму авторизации