К 81-летию парада 1941г. на Красной площади...
81 год назад, 7 ноября 1941 года, на Красной площади прошел парад, который показал всему миру — Москва не сдалась. Город, который, как считал Гитлер, уже повержен, готовился к решающему бою.
Главари Третьего рейха пребывали в уверенности, что падение Москвы неминуемо. Именно этим объясняется начало подготовки гитлеровцев к своему собственному параду на Красной площади. Немцы даже отпечатали приглашения. Из Германии были отправлены парадные мундиры.
Москву в те дни нещадно бомбили. По этой причине парад, намеченный на 7 ноября 1941, был под вопросом вплоть до 6 ноября. В ночь на 7 ноября столицу накрыла пурга, в сам день парада продолжал падать снег. Образовалась облачность, которая сделала невозможной работу вражеских бомбардировщиков. В этот же день в Москве была на редкость низкая для начала ноября температура воздуха.
В 2014 году «АиФ» удалось поговорить с очевидцем парада Азой Агапкиной (1922-2017) — дочерью военного дирижера и автора марша «Прощание славянки» Василия Агапкина, который руководил сводным военным оркестром 7 ноября 1941 г. на Красной площади.
«За свои 92 года жизни я больше не припомню таких холодов в ноябре. Словно назло немцам, — рассказала она «АиФ. — Папа на параде дирижировал сводным оркестром, в конце играли его марш “Прощание славянки”. Настал момент, когда по Красной площади должны были пройти конница и танки. Папе надо было дать команду оркестру отойти к ГУМу, но он не смог открыть рта, потому что губы примёрзли друг к другу. Он попытался сойти с помоста, на котором дирижировал, и тоже не смог — сапоги примёрзли. Один из его подчинённых понял, в чём дело, и помог их отодрать».
Из-за мороза у духовых инструментов замерзли вентили, музыканты отогревали их руками. Аза Васильевна говорила, что отец признавался: от волнения у него чуть сердце не разорвалось. Было чудом, что ни музыкальные инструменты, ни сами музыканты не подвели при таких погодных условиях.
Парад длился 25 минут и стал самым коротким за всю историю парадов на Красной площади, проходивших здесь как до осени 1941-го, так и после. По брусчатке главной площади страны прошли 28 тысяч бойцов и командиров, проехали 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 232 автомашины.
Прохождение бойцов и военной техники снимали на кинопленку. И здесь от волнения уже разрывались сердца у членов съемочной бригады. Киногруппа опоздала к началу и пропустила речь Сталина. Опоздала не по своей вине.
Подробности того дня сохранились благодаря дневниковым записям оператора Марка Трояновского: «Пропуска получили в два часа ночи. На мой вопрос — завтра когда? Ответ в 7:30 на студии… Утром чуть не проспал. Вскочил — на часах 7:20. В гараже стоит пикап. … На всякий случай позвонил… Спокойный голос секретаря Ани: “Да пока ничего особенного...” Еду на студию (с Полянки). По пути делаю объезд через Крымский мост . Через Каменный не пустили… Идет снег… И вдруг врывается сквозь туман и снегопад голос диктора и звуки Красной площади...Я выжимаю до отказа акселератор… В 8:05 на студии. Из ворот выезжают и выбегают операторы…. Влетаю на своем пикапе чуть ли не на самую площадь. Бросаем его около Забелинского проезда (ныне Кремлевский проезд)…. Пехота уже прошла. Её хвост успела снять Сухова (М.И. Сухова — оператор, погибла на фронте в 1943 г.)… Я снимаю кавалерию, танки… Большими хлопьями идет снег. Но выступал Сталин, а это никто не снял….»
В своей речи Сталин обнадежил советский народ: «Ещё полгода, может быть, годик — и гитлеровская Германия должна лопнуть под тяжестью своих преступлений».
Документальный фильм по итогам парада не мог выйти без речи Сталина. В итоге ее записали второй раз, но уже в помещении. В Георгиевском зале Кремля. Для этого художники построили там трибуну — была цель воссоздать обстановку на Красной площади. Учитывая, что в день парада был мороз, и у человека, который говорит на улице, должен изо рта идти пар, в помещении специально раскрыли окна.
Решение о том, что Сталин вторично произнесет свою речь, принималось почти 10 дней. Кинематографисты, которые настаивали на этом, получили «добро» 17 ноября. А дальше они сидели «как на иголках», отдавая себе отчет, что вызвать в Кремль могут в любой момент. Отправиться туда должны были два человека — режиссер Варламов и оператор Трояновский. Последний записал в дневнике: «20-ого нам передали текст речи с личными пометками Сталина тех мест, которые обязательно должны войти в картину. Съемка будет в одном из залов Кремля, где подготовят макет декораций: Мавзолей на фоне Кремлевской стены. В нервном ожидании мы с Варламовым сутками на дежурстве.
27 ноября наконец состоялась съемка. С восьми часов утра все мы собрались в Георгиевском зале. Аппаратура давно установлена и проверена. В напряженном ожидании ходим из угла в угол...Наконец, выходит Сталин... Включаем аппарат».
Кадры парада, как и речь Сталина, в дальнейшем были использованы в знаменитой картине Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой». Фильм стал первой советской картиной, награжденной «Оскаром». Приз американской киноакадемии был присужден картине в 1943 году в номинации «лучший иностранный документальный фильм».
Сегодня много существует версий, в том числе и злопыхателей, по поводу проведения того парада. Но итог один – парад сыграл величайшую моральную роль не только в обороне Москвы, но и наложил отпечаток на весь дальнейший ход боевых действий в ходе Великой войны.
Сейчас, с высоты истории, легко понять сущность и значение такого решения о проведении военного парада, что называется, под самым носом у врага. Это был дерзкий и сильнейший моральный удар по немецко-фашистским захватчикам.
Как бы заявляя миру о том, что Москва никогда не склонит своей головы перед врагом, на Красную площадь выходили полки Красной Армии. Можно представить ярость и злобу, которые охватили тогда главарей фашистской Германии.
Ноябрьский парад на Красной площади произвёл ошеломляющее впечатление на врага, вызвал в его стане смятение и растерянность. Гитлеровцы были обескуражены дерзостью советского командования, организовавшего 6 и 7 ноября ряд сильных ударов на волоколамском, можайском и малоярославецком направлениях. С этого парада войска направлялись прямо на передовую и вступали в бой. Многие его участников дошли до Берлина! .
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И Ворошилов в бой нас поведет!
войдите, используя
или форму авторизации