Мать звала Лизку «Лизка, дрянь, иди сюда!», отец с пьяных глаз называл «уу, страшилище», бабка отцовская шипела: «женился на чучеле, а она ещё эту страшилу родила, тьфу ты… пропасть…».
Конечно, думала Лизка, глядя в зеркало: «рыжая, лицо все конопатое, зубы передние выпали. Ууу, страшилище!» – гудела она, показывая сама себе язык.
Мать на кухне в баке белье помешивала палкой, отец храпел, а бабка ушла к соседке.
Лизка выскочила во двор и огляделась. Убедившись, что её никто не видит, она скользнула за дом. Там, за высоким деревянным забором был заброшенный яблоневый сад.
Отодвинув только ей известную доску, девочка проскользнула в сад. Доска тихо вернулась на своё место, закрыв проход...
Лизка любила этот сад. Высокий, заросший, он казался ей сказочным царством, в котором живут феи, эльфы и гномы. А в старом доме, который таился в глубине сада, должна жить Волшебница, повелительница всех сказочных существ...
В доме давно никто не жил. Соседи говорили, что жила в нём когда-то не то балерина, не то актриса известная. Но то ли уехала куда, а может, и вовсе померла. Вот и стоит дом пустой.
И никто не видел, как Лизка играла в саду, как танцевала она на крыльце дома, представляя себя балериной на сцене. Однажды она видела такую тётю по телевизору. Отец тогда уснул в кресле и не слышал, как начался концерт.
А в телевизоре порхала фея в белом платье, и такая она была красивая! Лизка потом ночью долго не могла заснуть, так взволновало её увиденное.
В саду частенько появлялась соседская кошка. Она грелась на солнышке и вылизывалась, вытянув лапку. Поймав мышь, кошка играла с ней – подкидывала и ловила. И Лизка мечтала, что когда-нибудь и у неё будет настоящая кошка.
Девочке нравились мягкость и гибкость кошечки, и она повторяла эти движения – тянула ножку, вскидывала тонкие руки и медленно опускала их, разводя в стороны.
Лизка называла кошку Изабеллой. Это красивое имя она услышала по телевизору, так представили ту красивую фею. Девочка понимала, что её никто так не назовёт, а имя пропасть не должно. Так и звала девочка кошку – моя Изабелла.
Однажды, пробравшись в сад, Лизка поняла, что что-то изменилось. В саду появились люди. Садовник собирал опавшие яблоки, убирал старые ветки. Некоторые яблони уже стояли в белых нарядах – их побелили снизу.
Лизка пробралась к крыльцу и увидела её – Волшебницу. В плетёном кресле восседала тонкая, прямая как палка, немолодая женщина.
На ней было синее платье с кружевным воротником. Ажурные оборки на манжетах скрывали тонкие руки, на длинных пальцах кольца с красивыми камнями.
Девочка разглядывала женщину, прячась в кустах.
– Так это ты танцуешь в моём саду? – не поворачиваясь к кустам, спросила Волшебница. – Выходи, подойди, пожалуйста, ко мне. Как тебя зовут?
– Лизка.
– Что значит Лизка? Нет такого имени. Есть имя Елизавета.
– Нуу, мамка так меня зовёт, а папка «страшилищем», я ж некрасивая. Поэтому и Лизка. А Лизаветом меня никто не зовёт.
Волшебница поморщилась.
– Ладно. Но я буду называть тебя Елизаветой, или Лизой, но не Лизкой. Ты не кошка и не коза.
– А я кошку соседскую зову Изабеллой.
– Батюшки, откуда ты имя такое узнала?
– А по телевизору. Там тётя такая красивая танцевала, в белом платье, она ещё руками вот так делала, – и Лизка вскинула вверх тонкие руки, медленно опустила их и развела в стороны. А потом села в глубоком поклоне.
– Вот её и представили Изабеллой.
У женщины перехватило дух.
– Деточка, кто же научил тебя так делать, так танцевать?
– А никто. Я помню, как тётя танцевала, и за Изабеллой повторяю.
– А за кошкой ты что повторяешь? Мышей умеешь ловить? – засмеялась женщина.
– Неет, мышей я не умею, – улыбнулась девочка. – А вот ножку, как она, могу, – и вытянула ножку.
Сначала вперёд и вверх, а потом назад и прогнулась, вытянув руки вперёд.
Женщина смотрела, затаив дыхание.
– Ой, Изабелла, – девочка увидела в кустах кошку и бегом спустилась с крыльца. Вернулась она с кошкой в руках.
– А сколько тебе лет, Лизонька? – спросила женщина.
– Уже пять, – шептала Лиза, обнимая кошку.
– А вот я себя чувствую на все сто двадцать пять, – вздохнула женщина. – Лиза, ты приходи, пожалуйста. Можешь танцевать в саду.
Подглядывать никто не будет. Садовник только немного наведёт порядок. А зовут меня Анна Николаевна. Запомнишь?...
Лиза приходила в гости так часто, как только могла. Они пили чай с вишнёвым вареньем, гладили Изабеллу. Анна Николаевна рассказывала интересные истории девочке и читала вслух книги.
Лиза уже запомнила буквы и складывала из них слова. А ещё Анна Николаевна просила, чтобы Лиза танцевала.
Они включали проигрыватель и ставили пластинки. Лиза слушала незнакомую музыку и повторяла имена композиторов – Чайковский, Глинка, Шуберт.
Очень ей нравилось танцевать под музыку Шопена – руками она повторяла движения дождя, а ножками перебирала так, словно это капли ударяли по луже.
– Боже мой! – шептала Анна Николаевна. – Боже мой, у неё же идеальный слух, а руки, а гибкость, а выворот стопы… и кто учитель – кошка, самая обыкновенная кошка! Это невероятно!
Вот уже несколько дней Лиза не появлялась в саду. Изабелла приходила, лежала на крыльце, прыгала в руки Анны Николаевны, а Лизы не было.
Встревоженная женщина отправила садовника узнать, не случилось ли чего. Услышанное потрясло!
– Анна Николаевна, голубушка, беда! Лизоньку увезли в приют!
– Как в приют? У неё же и мать, и отец, и бабка какая-никакая.
– Да вот и никакая… перепились они да отравились. Соседи нашли их, а Лизонька с Изабеллой под кроватью были. Так кошку оторвали от ребёнка и выбросили, а нашу Лизоньку… в приют… Да как же так, Анна Николаевна?
– Так вот почему Лизы нет. А Изабелла, она же не может рассказать, что случилось… Так, надо взять себя в руки. И что-то делать… Что делать? С чего начать?...
Прошло несколько дней. На пороге детского дома появилась худая, прямая как палка, женщина. Она тяжело опиралась на трость, но решительно, балетным шагом шла вперед.
У неё появился смысл жизни – Лиза, эта маленькая девочка, которая была похожа на неё саму в детстве.
– Лиза, моя Лиза, я иду...
Долгий разговор в кабинете директора, и вот открылась дверь и в комнату влетела Лизонька.
– Анна Николаевна, Анна Николаевна, вы меня нашли! – и она зарыдала в голос.
– Девочка моя, моя Лизонька, я здесь, я с тобой! Всё будет хорошо! – она держалась изо всех сил. – Всё будет хорошо, ты мне веришь?
Успокоившись, Лиза не выпускала из объятий Анну Николаевну. Она вцепилась в женщину, словно зверёк.
«Синяки, конечно, останутся, – мелькнуло в голове у женщины, – но боже, как хорошо, что Лизонька в порядке».
Прошло несколько лет. В концертном зале хореографического училища шёл отчетный концерт учеников
– Елизавета Храброва! – объявил ведущий.
Зазвучала прекрасная музыка, и на сцену выпорхнула девочка. Рыжие волосы были уложены в корону, на лице задорные веснушки.
Она двигалась, как сказочная фея, вскидывая вверх тонкие руки и плавно их опуская. Белое платье было такое нежное и красивое...
В зале сидела немолодая женщина, прямая и тонкая как палка. Трость лежала под ногами, а на коленях стояла переноска. В ней сидела старая кошка, которая когда-то дала первые уроки юному таланту.
– Какая ты у меня красивая, Лизонька! – шептала женщина.
А кошка потянулась в переноске, размяла свои старенькие лапки и подумала:
«В прошлой жизни я определенно была балериной! Да, точно. Балериной. Недаром я Изабелла!»
Вот так, дорогие друзья, необычно переплелись судьбы маленькой девочки из неблагополучной семьи, обладающей несомненным талантом, бывшей балерины, ушедшей со сцены из-за травмы, и простой серой кошки.
И как хорошо, когда кто-то видит в тебе талант и поддерживает. И здорово, когда приходят на помощь родственники и друзья, для которых просьба немолодого человека имеет значение.
И как прекрасно, что маленькой серой кошке дарят не только красивое имя, но и дом, и семью.
Я желаю вам всем добра и счастья!
© Вита Сапфир.
—————
Художник Анна Виноградова
войдите, используя
или форму авторизации