Привязанность — это основа всех наших проблем, болезней, несчастий
Бог говорит: "Кого бы ты ни полюбил сильнее Меня, того Я заберу у тебя…". И ещё: "Не говори: не проживу без него", — Я сделаю так, что проживёшь. Сменится время года, ветки деревьев, некогда дававшие тень, высохнут, терпение иссякнет, та любовь, что ты считал искренней, покинет тебя, ты будешь в замешательстве. Твой друг обернётся врагом, а враг вдруг станет другом — вот таков этот странный мир. Всё, что ты считал невозможным, осуществится… "Не упаду", — скажешь, и упадёшь, "Не ошибусь", — и ошибёшься. И самое странное в этом мире — "Это конец", — скажешь, и всё равно будешь жить...
Д. Руми
Что такое привязанность?
Для того чтобы существовать, мы должны взаимодействовать с окружающим миром. Человек это совокупность энергий. У него есть желания, которые сводятся к инстинктам, позволяющим человеку выжить. Его желания направлены на обеспечение инстинктов. Наука говорит о двух инстинктах, желание реализует их — это поесть, продолжить род, защититься. Но, с моей точки зрения, есть три инстинкта, и первый, самый главный, — это инстинкт любви к Богу, единения и превосходства любви над всем. Это как для клетки: клетка должна размножаться, клетка должна выживать, но она, в первую очередь, должна подчиняться организму, любить его, слушать его, и тогда она будет живая и развиваться будет.
Так вот, когда клетка отдаёт организму определённую порцию энергии, как микроорганизмы в океане выбрасывают 87% синтезированных веществ в воду, чтобы создать межорганизменные связи, которые их спасут, — как бы отдельные существа создают организм. Так и наш организм это сотни триллионов клеток. И эти клетки объединены в едином посыле. Если этот единый посыл разрушится, — организма не будет.
Поэтому если клетка сначала обращает свою энергию, своё внимание даёт организму, а потом себе, то она здоровая. Если она начинает концентрироваться на своих потребностях или на нуждах соседних клеток, забывая об организме, — она становится раковой. Это можно назвать привязанностью. То есть внимание к себе и к другим больше, чем внимание к организму.
Поэтому человек, который утрачивает веру в Бога реальную, — мы все верующие на самом деле, мы умрём, если не будем верить. Подсознательно мы все верим в Бога, мы обращаемся к Нему, мы принимаем Его волю. На сознании бывает по-разному.
Так вот, если вера в Бога реальная подсознательная ослабевает, мы начинаем концентрироваться не на Всевышнем, в первую очередь, а на всём остальном. И это превращается в привязанность, — то есть мы отдаём всё больше энергии. Обращение к Всевышнему позволяет нам получить высшую энергию жизни. А когда мы начинаем кому-то поклоняться, сотворять себе кумира, как сказано в Библии, то мы начинаем терять энергию, привязываясь. На общение, на привязанность расходуется много энергии, и, в конечном счёте, у человека появляется куча проблем. Он становится агрессивнее, у него уходит любовь, он становится депрессивнее, начинает искажаться характер.
Поэтому привязанность, по сути дела, это основа всех наших проблем, болезней, несчастий и чего угодно.
Привязанность может усиливаться. Каким образом?
Вот человек знает, что религия требует попоститься, поголодать, сдержать свои желания, соблюдать заповеди. Человек это всё соблюдает. И тогда его энергия, — энергия желаний, — она периодически тормозится, у него появляется навык. И он не потеряет энергию, она не истечёт из него.
То есть дисциплина заставляет нас сдерживать свои желания. Наши желания это энергия.
Вот в первобытных племенах всегда существовало понятие табу. Если его кто-то нарушал, не мог сдержать свои желания, — он немедленно изгонялся и погибал. Вне племени он нежизнеспособен был.
Табу это запрет, это остановка желания, которое не должно реализоваться. Заповеди это те же табу, только более гибкие. Человек должен сдержать свой сексуальный инстинкт. Он должен сдержать свой инстинкт самосохранения, тормозя своё желание ограбить, убить, украсть. Он должен сдержать желание продолжения рода, которое может превратиться в разврат. Он должен сдержать свои амбиции и желание унизить других, чтобы возвыситься, чтобы осуществить главный инстинкт — любовь и единство.
Если человек не воспитан в воздержании, самоограничении, в нравственном поведении, то он становится рабом своих желаний. То есть не он контролирует свои желания и тормозит энергию желаний, а энергия желаний начинает его подчинять, он становится её рабом. И, в конечном счёте, любые чувства превращаются в страсть, которая иссушает человека и сводит его в могилу.
То есть если мы дурную привычку поощряем какую-то, она превращается в функцию и подчиняет нас себе. Есть выражение: "Приходит как странник, ведёт себя как гость, становится хозяином". То есть повторённое, закреплённое неправильное поведение или чувство потом начинает нам мстить, нас разрушать.
Поэтому воздержание, нравственное поведение, преодоление вредных привычек — это всё, в конечном счёте, даёт энергетическую балансировку, это всё даёт гармоничное состояние не только тела, но и души. То есть и здоровье, и судьба зависят от наших возможностей, от нашей энергии. А то, что мы называем грехами и вредными привычками, — это трата энергии, разбазаривание её и, в конечном счёте, деградация.
Как определить, привязчив ли человек?
В Ветхом Завете сказано: "Религия родилась вместе с жертвой". Почему? Жертва это как бы саморазрушение. Потому что всё, что я люблю, к этому я привязан, с этим я обмениваюсь энергией. То есть всё, чем я владею, становится как бы частью моего я. Когда я жертвую, я жертвую то, что мне дорого.
В Библии сказано: нельзя жертвовать то, что тебе не нравится, то, что не считаешь ты ценным. Когда я жертвую Всевышнему, то я отдаю лучшее и, значит, разрушаю себя. Но, когда я разрушаю себя, я должен иметь точку опоры какую-то тогда, более высокую, чем я сам. Это только одна точка опоры: моё Божественное "я", которое дитя, часть Всевышнего.
Поэтому жертва, правильно принесённая, — без сожаления, без раздражения, — такая жертва приближает нас к Богу и делает совершеннее. Поэтому в Ведах сказано: "Религия родилась вместе в жертвой". Что такое жертва? Это не просто барашка заколол и т.д.
Простить кого-то это жертва. Принять произошедшее и не сожалеть — это жертва. Свои желания сдержать — это жертва. То есть что нам помогает жертва? Она помогает нам сдержать животные желания и их трансформировать в Божественные.
То есть без жертвы не было бы чудесного превращения животного в человека, а человека в Божественное существо.
Умение заботиться, умение жертвовать, умение думать о других, сострадать — это всё превращает человека в существо Божественное. И преодоление привязанностей. Жертва помогает преодолеть привязанность, потому что это как бы отдача от себя.
Поэтому когда мы постимся, голодаем, заботимся о ком-то, то мы, по сути дела, преодолеваем привязанности.
Если мы периодически отрешаемся от всего и молимся, — это ещё более мощный этап преодоления. Поэтому религия предписывает периодически, раз в неделю, отрешаться от всех дел и молиться.
Почему? Потому что если что-то мы повторяем постоянно, оно закрепляется и уходит в подсознание. И если это долго длится, то привычный выброс энергии потом не остановить.
То есть вот человек фанатично думает о работе: 24 часа в день, целую неделю, целый месяц, и вроде бы всё идёт нормально год, два, три. А потом у него рак.
Почему? А потому что вот этот постоянный выброс энергии, работа, — он уже превращается в привычку, а потом превращается в потребность, и человек уже не может остановить этот поток энергии, уже он зависит от него. А неконтролируемый выброс энергии — это болезнь и смерть.
Поэтому когда человек периодически отрешается... Вот говорят: раз в 7 лет нужно работу менять. В Европе и в Америке заходишь в универсам: другой интерьер, полностью перестраивают весь магазин через несколько лет существования. Кажется, огромные деньги! Но, тем не менее, вот затухают магазины, чувствуется, вот он устаревает. Поменяли интерьер, всё сделали, — опять народ туда побежал.
Почему? Потому что вот эти привязанности разрушают энергию.
Мне говорили, что 80% ресторанов закрывается, бизнес не идёт. И приводили пример одного человека, у него 8 ресторанов было, занял крупную сумму. Пока был должен, рестораны были забиты, народ был счастлив, всё шло идеально. Как только выплатил все долги и стал получать прибыль, народ исчез из ресторанов.
Почему? Потому что до того как отдал деньги, думал о том, чтобы расквитаться с долгами, о том чтобы людям хорошо сделать. Какая тут привязанность? А вот когда пошли деньги, то тут уже начал подсчитывать, сколько он иметь будет каждый день. Пошла привязанность. А энергетика хозяина ресторана влияет и на повара, и на коллектив, и на атмосферу в ресторане, — всё, рестораны стали закрываться.
Поэтому привязанность это незаметная, но очень опасная штука. Причем плоды добра и зла — это плоды привязанности. Если Адам не подчинился Божественной воле, — Бог сказал не приближайтесь к этому дереву. То есть это грех гордыни, не принимать Божественную волю. То у Евы это уже грех не просто неприятия, — это грех вожделения, грех неумения тормозить свои желания. И этот грех как бы идёт изнутри. Страсть, желания, вожделения нас подталкивают, и нам кажется: "Ну что такого? Я попробую то, попробую это". А потом начинаются проблемы. И вот эта вот незаметная, невидимая привязанность будет формироваться так, что когда человек осознаёт, что она уже есть, — уже бывает поздновато.
Именно поэтому я долго думал, почему Еву искусил змей. Не лягушка, не попугая там прилетел. Почему змей? Змея — символ незаметной опасности. Поэтому опасность привязанности, — а её не видно, её осознаёшь, когда она уже всё сделала... Так что это тема для каждого очень серьёзная, и к ней нужно серьёзно относиться.
войдите, используя
или форму авторизации