Почему нас редко называют по имени и что за этим стоит?
Почему нас редко называют по имени и что за этим стоит?
Работая над разработкой новых психодиагностических методик, однажды мне стало интересно, почему к одному и тому же человеку разные люди обращаются по-разному. Имя у каждого свое, но зовет или окликает нас каждый по-своему. А очень часто даже и не по имени. Например, на работе Кузнецов Петр Иванович может окликаться по имени и отчеству. Работники могут за глаза называть его «директором», а иногда «боссом». Жена будет звать его «Петей», или «Петром», «Кузнецовым», «мужем», «папой», «отцом» или «дедушкой» (если есть уже дети или внуки). Друзья же могут называть его по старой кличке, привычной со школьных времен, например, «Кузнечик».
Почему к одному и тому же человеку разные люди обращаются по-разному, ведь у каждого есть его имя
Но почему нас называют по-разному и что за этим стоит?
В данной статье я поделюсь своими наработками. И надеюсь, в ней Вы найдете ответы на свои вопросы.
Имя человека несет огромную информацию и влияет на его характер. Родители, давая имя ребенку, уже закладывают в него определенный вектор его развития и восприятия мира. Это как определенный информационный отпечаток, который наделяет человека особыми качествами, свойственными именно этому имени.
Но больше влияет именно то, как человека называют, а не как он записан в свидетельстве о рождении или в паспорте.
Когда человека окликают определенным именем, будь то его полное или сокращенное имя, фамилия, отчество, кличка или социальный статус, он принимает программу этого имени в свою сторону. Но при этом также воспринимают его окружающие, называющие его подобным образом.
Родители, давая имя ребенку, уже закладывают в него определенный вектор его развития и восприятия мира
Имя
Когда человек получает имя, вместе с ним он получает признание и право на проявление своей уникальности в обществе и мире. Имя позволяет ему выделиться среди других людей, двигаться своим путем, нарабатывать свой собственный опыт.
Когда к человеку обращаются по имени (без отчества), его воспринимают, как индивидуальность, выделяют его среди других людей и позволяют быть самим собой.
Но по-настоящему его воспринимают как индивидуальность лишь тогда, когда его называют по имени вне его присутствия.
В само имя не вплетается социальный статус, положение в обществе, профессиональный опыт. Имя позволяет быть человеку таким, каким он есть на самом деле без лишних обязательств, ожиданий и положений в обществе. Имя позволяет выровнять позиции. И если рядом с вами будет человек с социальным статусом намного выше, чем ваш, но называющий вас по имени и позволяющий обращаться по имени к нему тоже — это значит, что он вас считает равным себе.
Очень хорошо, когда в семье все обращаются друг к другу именно по имени. Это свидетельствует о том, что они видят каждый друг в друге индивидуальность
Очень хорошо, когда муж и жена обращаются друг к другу именно по имени. Это свидетельствует о том, что они видят каждый в своем супруге индивидуальность, партнера, личность, которые двигаются своим путем и развиваются.
Также это хорошо и в дружеских отношениях. Значит, человека воспринимают таким, какой он есть на самом деле.
Психология обращения к человеку по фамилии
Фамилия говорит об имени рода, семьи, о каких-то общих чертах характера, которые присущи всем членам семьи или рода – носителям данной фамилии. И это могут быть как позитивные, так и негативные качества.
Когда человека называют по фамилии, его обобщают со всеми членами его семьи, видят в нем представителя качеств, свойственных именно этому роду
Когда человека называют по фамилии, его обобщают со всеми членами его семьи, видят в нем представителя качеств, свойственных именно этому роду. В нем исключают индивидуальность и в нем не видят человека, который способен измениться, приобрести новые умения и опыт, который может отойти от ментальных шаблонов и установок своей семьи.
За ним уже закрепился закостенелый образ, штамп определенных действий, реакций и мышления. То есть, выше каких-то наработанных программ и уровня развития, на котором видят данного человек, он вряд ли сможет уже подняться в глазах тех, кто его называет по фамилии.
В коммуникации с ним может также присутствовать конкуренция, амбиции и эго со стороны собеседника (кто зовет его по фамилии). Его воспринимают как конкурента, которого противопоставляют своим определенным качествам.
Если человека на работе либо в школе окликают по фамилии, это говорит о том, что коллеги или одноклассники относятся к нему более отстраненно, не подпускают его в свой очень близкий круг общения. Он будет частью компании, но делиться с ним самым откровенным не станут.
Человек, называющий другого по фамилии желает выделиться и конкурировать с ним. Это как конкуренция между родами, «прайдами», где идет борьба за свои ценности, амбиции, желание большего признания. И конкуренция может быть как настоящая, так это могут быть и отношения, в которых человек в глазах другого эту конкуренцию уже проиграл.
Равенства в общении не будет как минимум на уровне восприятия друг друга. Человек, названный по фамилии, уже воспринимается как тот, кто действует в рамках определенного поведения, стиля мышления и, по мнению оппонента, не может выйти за их границы. Таким образом, человек, обращающийся к другому по фамилии, старается самоутвердиться на его фоне, показав, что он не такой, а совсем другой и более свободный.
Большую роль играет прямо либо за глазами идет такое обращение к человеку. Если в глаза, то человека четко отстраняют, ставят перед ним границу допуска в общении и впускания в свой близкий круг. Синергии и слияния в общении между ними уже не будет. Если же называют по фамилии за глазами, упоминая человека в разговоре с другими людьми, то это говорит о том, что человека воспринимают, как костного владельца определенных черт характера, который движется по жизни, опираясь лишь на эти свои качества.
Когда супруги называют друг друга по фамилии, то в этом присутствует скрытое побуждение показать, что они отдельно и каждый сам по себе
Часто можно встретить семьи, где муж называет свою жену по ее девичьей фамилии или наоборот. Они таким образом отделяют себя друг от друга, видя в своем супруге лишь черты и качества его рода, при этом не самые лучшие, так как стараются себя отстранить от них и не сопоставлять себя с ними, а наоборот показать, что они – другие.
Присутствует скрытое побуждение показать, что они отдельно и каждый сам по себе. Это может быть следствием неразрешенного конфликта, который давно угас, но на неосознаваемом уровне дает о себе знать и сигнализирует о недовольстве одного из супругов, который называет другого по фамилии. Муж и жена не видят друг в друге индивидуальности, а наоборот – отделяют себя друг от друга, стараясь показать свои отличия, а не общие черты, объединяющие их.
Психология обращения к человеку по имени и отчеству
Не так редко люди друг к другу обращаются по имени и отчеству. Например, Анатолий Дмитриевич, Светлана Андреевна и т.д. В данном обращении кроме имени человека, как индивидуума, подгружается еще и имя отца, которое отвечает за авторитет, протекторат.
Книга Григория и Ирины Семчук «Феноменальная психосоматика. Взаимосвязь характера и болезни».
Таким образом, обращаясь к человеку по имени и отчеству, к примеру, Сергей Николаевич, мы подсознательно обращаемся не только к Сергею, как личности, но и к его отцу Николаю, который, так или иначе, является его первым учителем, наставником, авторитетом, человеком, имеющим больший опыт и знания. И если Сергея мы могли бы просто воспринимать, как равного себе, то авторитетность, которая идет от его отца, заставляет нас смотреть на Сергея Николаевича уже снизу вверх.
Очень часто между людьми, которые называют друг друга по имени и отчеству, будет присутствовать конкуренция. Но это уже конкуренция не родов, как при обращении к человеку по фамилии, а борьба за место индивида в социуме. К примеру, друзья называют в компании друг друга по имени и отчеству. Это говорит о том, что они воспринимают друг друга, как конкурентов, между ними нет равенства, а присутствует некое соперничество.
Отчество несет определенный опыт, которым владеет человек. И мы, называя его так, принижаем себя и принимаем его превосходство, некую силу, которой, как нам кажется, нет в нас и есть в нем. Это могут быть как определенные навыки и умения, которыми человек владеет в силу своей профессии и которыми не владеют его друзья. Или же это могут быть определенные качества характера или модели поведения, которыми не владеют другие и не стремятся ими овладеть, хотя хотели бы.
Обращение к коллеге или начальнику по имени и отчеству будет более привычным, так как в профессиональной деятельности так или иначе присутствует конкуренция
Обращение к коллеге или начальнику по имени и отчеству будет более привычным, так как в профессиональной деятельности так или иначе присутствует конкуренция. Люди одной и той же специальности могут иметь разный опыт, знания, что в свою очередь немало влияет на статус, должность, уровень зарплаты. Поэтому, обращаясь по имени и отчеству, мы тем самым подчеркиваем авторитетность человека. Мы можем не уважать его, но это не мешает данному человеку быть более опытным в каких-то сферах либо владеть такой информацией и знаниями, которой не владеем мы.
Психология обращения к человеку только по отчеству
Если же к человеку обращаются только по отчеству без упоминания имени, например Анатольевич, то это говорит о том, что человека воспринимают не как личность, которая продолжает развиваться и приобретать новые знания, а лишь как носителя определенного опыта, приобретенного в прошлом.
Но при этом человек перестал развиваться в своём направлении и пользуется лишь теми знаниями, опытом и авторитетом, который наработал давным-давно. К такому человеку легко могут обращаться за советом либо помощью в силу его знаний и опытности в определенной сфере. Но люди, называющие его только по отчеству, уже исключают, что он будет развиваться в каких-то новых сферах.
Когда человека называют только по отчеству, то его воспринимают лишь как носителя определенного опыта, приобретенного в прошлом
В их глазах такой человек способен поделиться личным опытом, но учиться новому сам уже не будет. Соответственно и будет отсутствовать конкуренция по отношению к нему, так как его собеседник считает, что продолжает познавать новое в разных областях, а он уже занял свою нишу. Но авторитетность и определенное уважение к этому человеку все равно остается.
Обращение к человеку по социальному статусу
Очень часто мы называем близких по их социальному статусу, например, мужем, женой, сестрой, братом, дочкой, сыном, кумом, кумой, ну и конечно же папой и мамой. Эти социальные имена говорят о роли, какую играет человек. Причем данный социальный статус всегда предписывает больше обязанностей, чем прав. Он поставлен в определенные рамки, в пределах которых человека воспринимает его собеседник (обращающийся таким образом), но выйти за их пределы ему уже не позволено.
Мама и папа, сын и дочь
Так, мама и папа всегда должны заботиться о ребенке, уделять ему все свое внимание и только. И очень часто дети воспринимают своих родителей именно такими до самой их старости, не видя в них личности, которая имеет право на свое личное пространство, рост, развитие. Но с обратной стороны, то есть со стороны родителей, возникает тоже стереотипно-ассоциативное восприятие сына или дочери ребенком, который нуждается в заботе и опеке и не может самостоятельно принимать решений и действовать по своему рассудку. Ведь они (родители) слышат в свой адрес обращение «мама» или «папа», после которого и срабатывает многолетняя привычка.
Когда родители не называют своего ребенка по имени, то возникает стереотипно-ассоциативное восприятие сына или дочери ребенком, который нуждается в заботе и опеке и не может самостоятельно принимать решений
Главная ловушка заключается в том, что ни одни (дети) ни другие (родители) при таком обращении не могут общаться на равных, как личности, которые развиваются каждый в своем направлении. Нет отделения себя от родителей или от детей. А ведь задача наша не в том, чтобы родить детей и жить ради них, а дети в свою очередь чтобы были к нам привязанными. Задача в том, чтобы развиваться, учиться, познавая этот мир и передать детям приобретенный опыт, который, возможно, будет им полезным, и дать им возможность найти свой собственный путь. А со взрослением детей наши с ними дороги должны разойтись, чтобы каждый сам продолжал двигаться по своему жизненному пути, приобретая свой собственный опыт и решая свои личные задачи, ради которых каждый пришел в этот мир.
Но как этого достичь? Ведь мама и папа остаются мамой и папой, а дети остаются детьми. И очень сложно внутренне поменять свое отношение. А для того, чтобы это сделать, стоить начать называть своих родителей по имени, убрав социальные статусы мам и пап. И называть так не в разговоре с другими людьми, упоминая их, как третьих лиц, а в разговоре с самими ними. И когда мама станет Людой, а папа — Александром, общение начнет быть на равных. Причем, сами родители перестанут воспринимать вас, как ребенка, а вы буде для них уже равным им собеседником. Но для этого надо переломать внутреннее сопротивление как свое, так и родительское (или детей), начав общение по-новому.
Муж и жена
С родителями понятно. А что означает, когда муж и жена называют друг друга не по именам, а именно по социальному статусу – «муж» и «жена»?
Книга Григория и Ирины Семчук «Феноменальная психосоматика пищевых аллергий. Взаимосвязь еды и характера».
Жена — это женщина по отношению к мужчине, состоящая с ним в официальном браке. И, соответственно, муж — это мужчина по отношению к женщине, состоящий с ней в официальном браке. (Определения взяты с Википедии). Если дальше разбираться в данном вопросе, обращаясь к этому же словарю, то брак (или брачный союз) — это регулируемая обществом семейная связь между людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу. Выходит, такой себе договор и никакой любви.
Когда мужчина и женщина называют друг друга «муж» и «жена», очень часто случается так, что в браке люди перестают видеть в друг друге индивидуальностей, личностей, свободных и равных себе людей, которые развиваются, учатся и двигаются дальше
Но если каждый рассматривает по отдельности понятия мужа и жены, то видит в своем супруге только обязанного ей или ему человека. То есть, муж … (и дальше список обязанностей): должен зарабатывать деньги, содержать семью, оплачивать все счета, заботиться и любить жену и т.д. А жена соответственно должна убирать в доме, готовить еду, воспитывать детей, любить и уважать мужа и т.п. Список можно продолжать до бесконечности, и каждый без сомнения, дополнит его своими индивидуальными особенностями.
И очень часто случается так, что в браке люди перестают видеть в друг друге индивидуальностей, личностей, свободных и равных себе людей, которые развиваются, учатся и двигаются дальше. Таким образом, Марину, Викторию, Катерину, Наташу начинают называть женой как в ее присутствии, так и говоря о ней с другими людьми. Это сигнал о том, что мужчина перестает воспринимать свою женщину, как индивидуальность, а заявляет другим лишь то, что эта женщина для него только жена — женщина, состоящая с ним в браке и имеющая кучу обязанностей и претензий, а не индивидуальность с именем. То же самое и по отношению к мужчине, когда женщина называет его мужем.
А когда супруги начинают обращаться друг к другу как «муж» или «жена», то таким образом они напоминают друг другу о их обязанностях и долге. В таком обращении присутствует конфронтация и атака, меркантильность и выгода. Вопрос о любви здесь будет уже неуместным.
Бабушка и дедушка
Еще одна форма обращения супругов друг к другу — это бабушка и дедушка. Этап такого обращения приходит обычно, когда появляются внуки. Статус бабушки и дедушки обязывает заботиться о внуках. И когда супруги переключаются с детей на внуков вместо того, чтобы дальше развиваться и учиться новому, целью своей жизни они видят служение внукам. Поэтому, когда женщина обращается к своему мужу «дедушка», либо он к ней — «бабушка», сами понимаете, кого они друг в друге видят.
Статус бабушки и дедушки обязывает заботиться о внуках
Папочка и мамочка
Бывают случаи, когда супруги называют друг друга папочкой и мамочкой. Таким образом, они показывают, что их пребывание вместе связанно лишь отцовскими узами и ничем более. А кроме как родителей своих детей они друг в друге никого не видят. Напрашивается простой вопрос. А если бы не было детей, то и не было бы смысла быть вместе?
Друг
Обращение к человеку «друг» говорит о меркантильности и корыстности такой «дружбы». Под другом подразумевается человек, который тебе должен помогать, выручать из любой сложной ситуации. То есть, под таким обращением завуалирована манипуляция, желание получить какую-нибудь выгоду. И дружба длиться у таких людей лишь до тех пор, пока одному (тому, кто обращается по социальному статусу) будет выгодна такая дружба. Взамен же такой человек не будет честен со своим «другом» и его не будут интересовать его проблемы, тем более не будет возникать желания помочь ему.
Под другом подразумевается человек, который тебе должен помогать, выручать из любой сложной ситуации
Подобно этому обращению можно, идя по улице, услышать «дружище» и «братан». Человек использует такое обращение к другому в манипулятивных целях, накидывая на того, к кому обращается, обязанность друга, долг помощи.
Кумовья
С кумовьями своя специфика. Это люди, которые крестили детей. И собираются с ними компанией очень часто, когда организовывают застолья. То есть, кум либо кума – это человек, который воспринимается лишь в узких социальных рамках. С ним можно пить, гулять, весело проводить время и не более. В других аспектах жизни человека, которого называют «кум», не воспринимают.
Психология обращения к человеку по кличке
А как быть с кличками? В школьные годы, наверное, каждый столкнулся с этим и примерил одну или парочку на себя, а некоторые продолжают с ними жить, либо приобретают новые уже и во взрослой жизни. Кого-то зовут Салатом, кого-то Воробьем, Балу или еще как-то. Если имя дается человеку с рождения, и оно дает ему возможность расти, как индивидуальности, то кличка накладывает уже свой отпечаток и зажимает в рамки. Если обращение по имени – это хорошо, то обращение по кличке – совсем беда! Кличка ассоциируется уже с каким-то персонажем или образом, у которого есть свой характер, за пределы которого человек с данной кличкой уже не может выйти.
Кличка накладывает уже свой отпечаток и зажимает в рамки
Кличка обычно дается в социальной группе, в которую человек входит. Будь то школьная или университетская компания, рабочий коллектив, группа по интересам. И в каждой социальной группе будут свои лидеры, которые и будут понижать статус остальных, впихивая их в рамки данной им клички. А чтобы быть членом этого коллектива, человеку либо приходиться брать себе кличку, либо он одевает ее на себя по собственному желанию. Но проблема в том, что с принятием клички, человек теряет свободу развития и получения разностороннего опыта. Он загоняет себя в рамки определенных интересов и движется уже лишь по вектору взятого на себя образа. Теряется возможность быть разносторонним и каждый раз неповторимым благодаря умению учиться и развиваться. Так происходит в тех случаях, когда человек сам принимает данную ему кличку.
Если посмотреть на это со стороны людей, которые зовут другого человека не по имени, а по его кличке, то тогда они воспринимают его зажатым в рамки определенного опыта и знаний и не способным выйти за их пределы.
Обращение без имени
Иногда к человеку обращаются, не называя его никак, а в обращении используют лишь местоимение. К примеру, вместо того чтобы спросить: «Света, будешь пить чай?» сразу спрашивают: «Ты будешь пить чай?». Это говорит о том, что тот, кто таким образом обращается к человеку, не хочет с последним контактировать, а общается лишь по крайней необходимости. При возможности он и не вступал бы с этим человеком в контакт.
Дать имя, назвать … или лучше наречь? Или все же лучше вместо вопроса «как тебя ЗОВУТ?», спросить у человека «как тебя НАЗЫВАТЬ?». Ведь имя — это сакральный дар, ключ к каждому из нас, который позволяет нам быть неповторимыми и, что на много важнее, свободными в своем развитии и пути. И чтобы не терять эту свободу, давайте называть друг друга по имени.
войдите, используя
или форму авторизации