СУДЬБА
Нужно было унести ноги от злой мачехи. Поэтому в шестнадцать пошла работать. В маленькой организации. Начальство пожалело сиротку и выделило комнатушку.
Вместо стола – ящик. Вместо кровати какие-то коробки. И сено. После войны – время тяжелое.
Года через четыре вышла замуж. Родилась дочка. Затем вторая. Младшенькая не выжила: не было в селе медицинской помощи.
Пришлось пережить удар. Бог дал еще одну дочь. А мужа неожиданно посадили. Поймали на нечестном деле. Видимо, продавал государственное имущество на выпивку.
Потянулись ужасные дни. Муж в тюрьме. Абсолютная нищета. На помощь пришла сестра. Купила старую баню. Там – под гнилой крышей, не держащей тепла, жила с детьми.
Утром оденет одну, затем вторую. В садик нужно отвести. Младшая на руках, старшая кое-как – по морозу и по снегу. Не было тогда у матерей отпуска. Родила – и на работу. Разрешали сходить в садик – грудью ребенка покормить. Вот и все. Работай, голубушка, работай.
Через некоторое время мужа освободили. По специальному прошению. И вроде бы все наладилось. В дом заглянуло счастье – сын родился. Купили избу, достойную приютить семью из пяти человек.
Завели огород. Семенная картошка была отменная. Давала хороший урожай. Куры и гуси, две свиньи. На цепи – охранник – большой лохматый пес. Для уюта – кошка. Все хорошо.
Старшую отправила учиться в город. Пришла пора и второй дочери чемодан собирать. Студенчество.
Муж попивал, если можно так выразиться. Друзья и гулянки. Поэтому все сама. И корм свиньям с курами. И дрова для суровой сибирской зимы. И студенткам перевести рублей по десять.
Старшая вышла замуж. Уехала из Сибири на Урал. Стало легче. Может, только – казалось, что легче?
Как когда-то от мачехи, пришла пора уносить ноги от пьющего мужа. У него потихоньку отмирала совесть. А без совести нет человека. И не будет.
Собралась к старшей дочери. Нашла покупателя на избу. Часть вещей отправила в контейнере, часть раздала соседям.
Муж испугался одиночества. На коленях стоял: не бросай! Пожалела – взяла, не оставила.
Началась новая жизнь. Городская. Жить негде. Снимали дом. Устроилась дворником – по специальному договору: через полгода обещали комнату в коммунальной квартире.
Это была радость: своя крыша.
И побежали стремительно года. Помогла с внуками. И вечная суета, работа и забота. Вы знаете, понимаете.
Муж умер. Причем неожиданно. Овдовела.
Вот итог. Молодость и зрелость отданы детям. Тогда - один выходной. И хозяйство. Приходилось отказываться от отпуска, чтобы взять компенсацию деньгами и что-нибудь натянуть на ребят.
Внуки, которых она помогла на ноги поставить. Экономила, чтобы деньгами детям помочь. Вникала в их проблемы, иногда драматичные, иногда очень напряженные. И помогала. Чего в жизни не бывает?
Пролетела жизнь. Бессильная старость. Благодаря Богу – ходит. И с головой все в порядке.
Что видела? Заботы, проблемы, испытания. Кто помог? Почти никто. Всё сама, сама и сама.
За всю жизнь один раз была на море. Раз в Москве. Раз в Питере. Это удалось – до распада СССР.
Жизнь простой русской женщины, удел которой – лямку тянуть. Но она счастлива. Тем, что дети и внуки люди хорошие. И для себя одно скромное желание: пусть Господь пошлет тихий уход. Без мук и без страданий. Это чтобы детей с внуками не напрягать.
Вам эта судьба что-нибудь напомнила? Кого-нибудь напомнила? Это не для гордых. Не для высокомерных. А для простых людей, для сердечных.
Григорий Жаркой
войдите, используя
или форму авторизации