Инсайт. Часть 3.
Просветление, согласно учению Будды, означает знание Единственного Пути, ведущего к освобождению от страдания, к нирване.
В дзэн есть схожее понятие сатори. Процесс постижения сатори в традиции дзэн часто рассматривается на примере слов учителя Цинюаня:
«Тридцать лет назад, когда я начал изучать дзэн, я сказал: «Горы являются горами, реки являются реками». После того как я прикоснулся к истине дзэн под руководством хорошего наставника, я сказал: «Горы не являются горами, реки не являются реками». Но сейчас, когда я достиг состояния конечного покоя (которым является «просветление»), я говорю: «Горы действительно являются горами, реки действительно являются реками».
Вообще конечная цель духовной практики обозначается различными терминами и понимается по-разному:
• Осознание своего единства с богом
• Осознание своих вечных взаимоотношений с богом и возвращение в его обитель
• Достижения чистой любви к богу
• Осознание единства всего бытия
• Осознание своего истинного «Я»
• Достижение совершенного умиротворения
• Полная свобода от материальных желаний
Итак, можно, конечно, принять освобождение и вновь слиться с абсолютом, вернуться в обитель бога (рай у христиан). Однако же вспомним, что предназначение брахмана-брахмана – быть учителем учителей. Его знания гораздо выше, нежели у представителей иных варн. А также и ощущение ответственности. А если так, то логичным будет предположить ещё один этап развития брахмана после достижения просветления: понимая значимость приобретённых знаний, брахман решается донести их до остальных. Подобную сцену описывал Ницше:
«Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а
бедные - богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира,
ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым хочу я спуститься.»
( «Так говорил Заратустра», Ф. Ницше)
Возвращаясь к нашим графикам функций, данный этап можно было бы сравнить с угасанием синусоиды. Однако же, достигнув просветления, коснувшись абсолюта, брахман осознаёт единство всего бытия и его единовременность, а потому может и проявиться далее в том месте и в том облике, в котором пожелает. То есть ему не обязательно спускаться вниз в обратном порядке или, вспоминая принцип неопределённости Гейзенберга, можно сказать, что при осознании всех внутренних свойств брахмана, нельзя точно определить вектор его дальнейшего перемещения. Но мы сможем наблюдать его вновь после очередного перерождения, если он решится учить и направлять людей иных варн.
Пожалуй, во всех религиях и верованиях существует множество историй, упоминаний о том, как бог (или его сын) нисходит на Землю в человеческом облике, чтобы привести общество в порядок, восстановить равновесие, направить на путь спасения или, как говорится в индуизме, восстановить дхамму, совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка, и направить человечество к мокше. В индуизме и для этого слова есть термин – аватара, «нисхождение».
Наиболее яркий и известный пример даёт нам Новый Завет Библии. Моё отношение к данной книге весьма неоднозначное. Несмотря на многие положительные аспекты писаний, я весьма критично отношусь к Библии. Древнейшие рукописи датируются 150-250 годами нашей эры, а это означает, что вероятность искажения описываемых событий крайне велика. Более того, христианство видится не только религией, но и своего рода второй, если не первой, властью. Принципы, проповедуемые здесь, превосходно подходят для управления народом. Но всё же не будем вдаваться в критику христианства, а остановимся на всем известном сюжете рождения и жизни Иисуса.
Итак, в писании говорится о непорочном зачатии девы Марии в семье ремесленника. Когда же Иосиф подумывает о том, чтобы оставить Марию, к нему является ангел со словами:
«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго».
(Евангелие от Матфея, гл. 1, ст. 20)
Иными словами, шудра понимает, что в его семье родится ребёнок другой варны, чуждой ему. Далее описывается рождение и становление Иисуса, а также его учение. Главы 5-7 Евангелия от Матфея дают представление об этом учении и о языке, которым оно преподносится. Очевидно, что эти проповеди есть донесение брахманом высших знаний до шудр:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (гл. 5, ст. 3)
«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (гл. 5, ст. 13)
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (гл. 5, ст. 39)
Следующие два отрывка дают понять, что данное учение именно для шудр, а не для вайшь или кшатриев:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (гл. 6, ст. 19)
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (гл.6, ст. 34)
Выходит, что Иисус есть очередное перерождение брахмана-брахмана, который решил не сливаться с абсолютом, но вновь вернуться в мир и нести своё знание людям. В конкретной ситуации он выбрал своей целью направлять к развитию и спасению шудр. Но, осознавая, что шудры не понимают брахманов, он решил доносить учение своё изнутри их варны, а для этого ему нужно было родиться в семье шудры. И это был успешный выбор – всколыхнулись массы, реакция народа не заставила себя ждать. Шудры увидели своего пророка и последовали за ним.
Что касается других варн, то их представители не поняли, да и не могли понять того, что предназначалось шудрам. И Иуда был не случайно выбран, ведь только так можно было показать, что наставления шудрам чуждо вайшьям. То же касается и кшатриев. И в этом ключе известная фраза: «отдавайте кесарево Кесарю» (гл. 22, ст. 21) принимает иное значение. Говоря «кшатриево кшатриям», брахман как бы даёт понять, что для каждой варны должно быть своё – учение, язык, время. С точки зрения абсолюта, необходимый учитель для каждой варны появляется именно тогда, когда он более всего необходим, и разница во времени между такими проявлениями по вселенским масштабам несущественна. Однако же в масштабах человеческой жизни или хотя бы этапа развития государства это довольно долгий период. Как известно, в народе было великое недовольство Иисусом, и это логично. Данную ситуацию можно проиллюстрировать иначе. Представим, что у холодильника, в котором лежит мороженое, стоят дети, четверо братьев. Мама угощает своих детей мороженым. С точки зрения мамы, она сразу даёт мороженое всем, но вот дети воспринимают это по-другому. Если разбирать этот процесс пошагово, то мы видим, что мама открывает холодильник, достаёт первое мороженое, отдаёт его одному сыну. Все остальные вроде и понимают, что им тоже достанется, но в данное мгновение они ревнуют, завидуют счастливчику, злятся на него. Далее мама достаёт второе мороженое и подносит его второму сыну. Он радуется, успокаивается и более не думает о первом брате. Но вот недовольство третьего и четвёртого сыновей растёт. Здесь мама достаёт третье мороженое. И в этот раз третий брат получается заветный подарок, а зависть четвёртого сына вырастает ещё больше. Но, наконец, и ему достаётся мороженое. В результате все получили то, что хотели: дети – мороженое, мама – радость от того, что поделилась. Но переживания детей в течение самого процесса были, и от них никуда не деться.
войдите, используя
или форму авторизации