Т-4 или изделие 100, или «сотка», но не Су-100
Это ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого, главный конструктор Наум Семенович Черняков. На момент создания, да и сегодня не имеющий аналогов в мире. На Западе он считается советским аналогом более раннего американского бомбардировщика-ракетоносца XB-70 «Валькирия» и называется соответственно «Русская Валькирия», но фактом является то, что он скорее был ответом на ХВ-70, который скорей всего был ответом на М-50.
Итак, Т-4. В не рыночной стране СССР среди авиационных конструкторских бюро проводился конкурс на «сверхзвуковой истребитель авианосцев». Победителем стало не КБ Туполева или Яковлева, а воссозданное в 1953 году КБ Сухого. Проект был не только смелый, но очень новаторским, так: корпус с применением титановых сплавов, новейшая электроника, новые принципы управления… Только изобретений по Т-4 было более шести сотен. О смелости разработки говорит тот факт: после взлёта и подъёма носового обтекателя в рабочее положение сверхзвукового полёта экипаж не имел возможности видеть окружающее пространство вообще, так как, в отличие от Ту-144, носовой обтекатель остекления не имел. Полёт производился только по приборам, хотя имелся перископ. И это была машина с нормальной взлётной массой 114 тонн имеющая крейсерскую скорость 3М и практический потолок 25 километров.
Первый опытный экземпляр поднялся в воздух 22 августа 1972 года. Пилотировал самолёт ведущий лётчик-испытатель ОКБ Сухого Ильюшин Владимир Сергеевич, штурманом был Николай Алексеевич Алфёров. Первоначальные испытания шли успешно, военные были довольны и даже обсуждался заказ на серийное производство 250 машин, но после 10 успешных полётов проект был закрыт. Восторжествовал «разум», уж больно фантастическая и не менее фантастически дорогая машина получилась, её разработка обошлась по тем временам 1,3 млрд. рублей. Причин множество, например – отсутствие у КБ Сухого необходимой производственной базы, а что бы Казанский завод не отдавать Сухому Туполев предложил произвести «небольшую» модификацию Ту-22, что превратило его в совершенно новый самолёт Ту-22М.
Итак, в 1976 году решением министр авиационной промышленности СССР Дементьева Петра Васильевича проект был окончательно закрыт, не помогли кардинальные изменения Т-4М с крылом изменяемой стреловидности и ещё более новаторский проект Т-4МС. Кстати, на продувках получены фантастические для того времени значения аэродинамического качества: 17,5 на М=0,8 и 7,3 на М=3,0. Но, победил более крупный (275 тонн), сомнительно более дешевый, с кардинально более низкими летными характеристиками, но менее фантастический Ту-160. А с другой стороны, КБ Сухого смогло сосредоточить силы на будущем Су-27 и сделать легендарную машину, даже сегодня.
Что хорошо из всей этой истории – КБ Сухого не побоялось делать Су-27 статически неустойчивым, и ещё у нас появился перехватчик МиГ-25! Американцы такой специализированной машины создавать не стали.
Справка: Норт Америкен XB-70 «Валькирия». Первоначальный проект самолёта North American был крупнее и имел максимальный взлётный вес 340 тонн. (у построенной XB-70 — 236,347 тонн). Предполагалось, что «Валькирию» в боевых вылетах будет сопровождать сверхзвуковой перехватчик XF-108 «Рапира» при этом предусматривалось, что ряд оборудования и двигатели самолётов будут одинаковыми, для снижения стоимости программ. Развитие ракетных систем сделало проект не перспективным. Вместо серийных 50 машин программу ограничили созданием двух двухместных испытательных самолётов. Первый полёт был выполнен 21 сентября 1964 года, испытательные полёты продолжались до 4 февраля 1969 года. Итоги полётов: достигнута крейсерская скорость: М=3.0, практический потолок: 23 012 метров, аэродинамическое качество: около 6 единиц на скорости М=2. XB-70A № 1 — (NA-278) 62-0001, выполнил 83 полёта продолжительностью 160 ч. 16 мин, сегодня хранится в Национальном Музее ВВС США. XB-70A № 2 — (NA-278) 62-0207, выполнил 46 полётов (92 ч. 22 мин.). Во время показательного полёта со съёмкой рекламного ролика потерпел катастрофу (8 июня 1966 года), тогда с ней столкнулся сопровождавший F-104, погиб пилот ВВС майор Карл С. Кросс.
войдите, используя
или форму авторизации