Моё место — Берлин! Задачу выполнили...
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала Великой Отечественной войны, немецкая авиация впервые осуществила массированный авианалёт на Москву, который, впрочем, был успешно отражён.
24 июля немцы повторили бомбардировку, на этот раз им удалось сбросить 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. Именно тогда министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс заявил, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг добавил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».
26 июля нарком Военно-морского флота СССР адмирал Н. Г. Кузнецов вместе с командующий ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенантом С. Ф. Жаворонковым на встрече у Сталина предложили провести ответные бомбардировки Берлина силами Военно-морской авиации Балтийского флота с аэродрома «Кагул» на острове Эзель — самой западной на тот момент точки суши, контролировавшейся советскими войсками, но уже оказавшейся в тылу у войск вермахта.
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 (Пе-8) и Ер-2 ВВС и ВВС ВМФ, которые с учётом предельного радиуса действия могли достать до Берлина и вернуться обратно. Был сложный период подготовительных работ и пробных полётов, ведь удаленность цели была около 900 километров, что было на пределе боевого радиуса действий самолётов.
В 21:00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3Т ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командовали капитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) — Свинемюнде — Штеттин — Берлин). Температура за бортом достигала 35 — 40 °C мороза, в результате стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов замерзали, ухудшая видимость, а высота полёта вынуждала экипажи работать в кислородных масках. Кроме того, для соблюдения секретности весь полёт проходил в условиях радиомолчания. Над Германией самолёты были неоднократно обнаружены, но немецкая ПВО принимала их «за свои».
В 1:30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Радист Василий Кротенко прервав режим радиомолчания сообщил о выполнении задания: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.
Немецкая пропаганда тогда поведала миру «подробности»: «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито». Правда, англичане сразу сказали, что в это время мирно спали, а не летали.
13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении первым четырём летчикам: полковнику Преображенскому Е. Н., капитанам Гречишникову В. А., Плоткину М. Н., Ефремову А. Я. и штурману флагманского экипажа капитану Хохлову П. И. званий Героя Советского Союза.
Следующий вылет был назначен на 10 августа. На боевое задание взлетели 7 ТБ-7 и 3 Ер-2. Вылет не был таким успешным, в частности – на Пе-8 стояли новые дизеля М-40Ф которые на многих самолётах и на разных участках полёта отказали, кроме того, самолёты были обстреляны не только немецкими ПВО, но и своими, в том числе и истребителями И-16, как минимум один Ер-2 был сбит И-16. В результате из 10 вылетевших самолётов только 6 произвели бомбардировку Берлина, а на базу вернулось только две машины, из которых один ТБ-7 с дизелями М-40Ф.
Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб, 37 самолётов нанесли удары по другим городам Германии. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме вылета, на этапе взлёта.
За проявленный героизм и самоотверженность при выполнении боевых заданий по бомбардировке объектов в Германии в августе-сентябре Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. В сентябре Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, и также многие получили ордена и медали.
Кстати, чтили экипажи не только наградами, но и чисто материально. Если за выполнение простой бомбардировки каждый член экипажа премировался денежной суммой в 500 рублей, то за бомбардировку Берлина премия каждого члена экипажа была установлена в размере 2000 рублей. Так мотивировали патриотизм в СССР, как видите далеко не словами, типа "вы держитесь!".
Теперь чуть-чуть о технике.
• ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4) – двухмоторные дальние бомбардировщики, самые старые и самые надежные, но далеко не идеальные. Первые машины ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 году, Финская война выявила кучу недостатков. Например: 6 января 1940 пилот финских ВВС Йорма Сорванто (Jorma Sarvanto) за 4 минуты сбил 6 бомбардировщиков ДБ-3. Результатом модернизации стал ДБ-3Ф (Ил-4), но он всё равно уступал более новым машинам.
• ТБ-7, в 1942 году переименован в Пе-8. Начал поступать на вооружение РККА весной 1941 года. Претерпел разные виды силовых установок: АМ-34ФРН, АМ-35А, дизеля М-40 и М-30, АЧ-30Б, АШ-82, АШ-82ФН. В полётах 1941 года на Берлин могли брать до 4 тонн бомб. С высотным мотором АМ-35А превосходил своего современника, основного дальнего бомбардировщика США В-17 «Летающая крепость» по боевой нагрузке и дальности полёта. Но двигатели Микулина нужны были Ил-2.
• Ер-2 (ДБ-240), спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. Бомбардировщик является развитием пассажирского самолёта «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ Р. Л. Бартини. Серийное производство начато осенью 1940 года. Первые машины оснащались моторами М-105, которые нужны были истребителям Яковлева и бомбардировщикам Пе-2. Мог нести 1 тонну бомб на расстояние 2-3 тысячи километров. Пробовали ставить моторы АМ-35А, дизели М-40Ф и АЧ-30Б, АМ-37, АМ-38, АМ-39.
Увы, авиационные дизеля зарекомендовали себя крайне плохо. Одной из причин была низкая надежность турбокомпрессоров, у которых то и дело рассыпались подшипники и «летели» лопатки. Так, в ходе испытаний только 22% моторов М-40 и 10% моторов М-30 смогли наработать более 50 ч, при этом примерно каждый третий дизель выходил из строя, не отслужив и 10 часов!
войдите, используя
или форму авторизации