"БУДЕМ ЖИТЬ, МАКАРОВИЧ!" История настоящей дружбы советских актёров Леонида Быкова и Алексея Смирнова
Два замечательных актёра, два настоящих друга. Один не смог пережить смерть другого и ушёл за ним в вечность меньше, чем через месяц. С чего началась эта дружба и какой она была - читайте в этой статье.
Леонид Быков был на восемь лет младше Алексея Смирнова, и в Великой Отечественной войне ему не довелось поучаствовать. Казалось бы, что общего может быть у эмоционального Быкова и замкнутого, нелюдимого Смирнова, настоящего героя войны? Видимо, противоположности притягиваются и начало крепкой дружбы между ними было положено в 1964 году, во время съёмок режиссёрского дебюта Леонида Быкова - комедии "Зайчик".
Творческий тандем
Великую отечественную войну Лёня Быков провёл в эвакуации в Барнауле. Его будущий старший товарищ хлебнул фронтовых бед сполна. Алексей Смирнов получил свои ордена Славы и Великой Отечественной войны не просто так. Он неоднократно ходил в разведку, совершал дерзкие рейды в тыл противника и лично уничтожил несколько десятков немецких солдат. Что удивительно, о его боевых заслугах коллеги по Ленинградскому театру музыкальной комедии узнали только в 1955 году. Скромный был человек.
Творческое сотрудничество Быкова и Смирнова, впоследствии переросшее в дружбу, началось на съёмках комедии "Зайчик". Две родственные души сразу нашли общий язык и проводили много времени вместе, обсуждая нюансы кинопроизводства и актёрской игры.
Алексей Смирнов был очень одиноким человеком, так как из-за ранения не мог иметь детей. У него не было жены и почти не было друзей. Долгое время он ухаживал за больной матерью, психическое здоровье которой подорвала гибель младшего сына.
Именно Леонид Быков разглядел в Смирнове глубокий драматический талант. Раньше добродушный и неуклюжий актёр играл исключительно комедийные роли, хотя обладал гораздо более серьёзным потенциалом. За внешней простотой скрывалась тонкая ранимая душа и недюжинный интеллект. Алексей Макарович был очень начитанным человеком и прекрасно разбирался в японской поэзии. Однако очень мало людей общались с ним настолько близко, чтобы разглядеть его истинную суть...
В 1968 году Быков и Смирнов встретились на съёмочной площадке фильма "Разведчики". Это был первый фильм о войне, в котором согласился сняться Алексей Смирнов. Через пять лет Быков предложит ему роль механика Макарыча в своей культовой картине "В бой идут одни "старики"...
В бой идут одни "старики"
Леонид Быков был абсолютно уверен в том, что его друг идеально подходит на роль добродушного авиамеханика. Однако руководство киностудии имело противоположное мнение. Высокие начальники считали, что у Смирнова слишком "не героическое" амплуа и "тупое лицо", что совсем не соответствует высокому образу советского воина. Эх, показал бы им Алексей Макарович свои наградные листы, да скромность не позволила...
Леонид Быков не сдавался и поставил ультиматум: либо он снимает Смирнова в роли механика, либо фильма вообще не будет. В итоге здравый смысл победил и производству картины дали добро..
Съёмки фильма дались Алексею Смирнову очень тяжело. Каждую сцену он пропускал через себя, каждый эпизод тревожил его мрачные воспоминания о фронтовых буднях. Когда снимали финал фильма, где Маэстро с Макарычем стоят у могилы погибших лётчиц, у Смирнова случился сердечный приступ после первого же дубля. Актёра увезли в больницу, а после выздоровления он сказал: "Второй раз так не смогу - умру". Фильм "В бой идут одни "старики" стал по-настоящему культовым в СССР и получил статус одной из самых лучших картин о войне.
В 1977 году Леонид Быков закончил сценарий "Аты-баты, шли солдаты" - тяжёлого драматического фильма о жизни и смерти на войне. Естественно, на одну из ролей он снова пригласил своего друга. Однако в этот раз Алексей Смирнов отказался, так как здоровье его стало подводить. Больше совместных картин у двух друзей не было..
войдите, используя
или форму авторизации