Одна из глав моей новой книги.
6. СЛАВЯНСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ КРАЯ
На рубеже VIII–IX веков на территорию междуречья началось проникновение славян, и, прежде всего, кривичей, вятичей и новгородских словен. Этот процесс носил мирный характер. Славяне расселились сначала по рекам, их внимание привлекали земли плодородного и безлесного Ополья. Впоследствии славяне начинают осваивать и остальные земли Окско-Клязьминского междуречья. Происходит медленный процесс ассимиляции финно-угорских племён. В итоге о финно-угорских племенах сохранилась память лишь в названиях рек (Клязьма, Колокша, Пекша, Ворша), озёр и древних городов: Муром, Суздаль, Москва.
Поток славянской колонизации не ослабевал в течение столетий. Главной причиной массового переселения на северо-восток было растущее давление на земли Приднепровья степных кочевников.
Первые письменные свидетельства о Владимирском крае содержат древнерусские летописи. Из них, наряду с данными археологии, мы получаем сведения о событиях IX-ХII вв. К тому времени уже сложился современный географический ландшафт. По природным условиям Владимирский край делится на две отличные друг от друга части: Мещеру и Ополье. Естественными границами владимирского Ополья служат реки Клязьма - с юга, Нерлъ — с востока и с севера, и возвышенностью (плато) - с севера и запада. По территории Ополья протекают речки Рпень, Колокша, Пекша, Селекша, Скомянка и др. Здесь много небольших полузаросших озёр, лот (например, огромное Берендеево болото, расположенное по правому берегу р. Нерль).
Почвы Ополья плодородны, о чём свидетельствуют произрастающие здесь дуб, вяз, орешник, липа, которые не приживаются на плохих почвах. В опольной стороне чаще бывают порывистые и сильные ветры, летом усиливающие жар и сухость, а зимой стужу. В период продолжительной сухой погоды верхний слой почвы трескается вертикальными расщелинами до метра глубиной, в то как на поверхности образуется плотная жёсткая кора, непроницаемая ни для воды, ни для растений. После продолжительной засухи эта почва делается очень Крепкой и почти не пригодной для обработки, так как разбивать затвердевшие и засохшие глыбы земли приходилось обухами; работа тяжёлая и отнимающая много времени.
Мещёра - обширная болотистая равнина между реками Ока, Клязьма, Москва, Колпь, Судогда. Вся эта территория перенасыщена грунтовыми водами. Здесь много лесов. Вследствие естественных природных различий и хозяйственное освоение края шло различными путями.
Огромное пространство Волго-Окского междуречья было заселено финно-угорскими племенами — меря, мурома, мещера. Поселения этих племён располагались вблизи рек. Они жили в больших домах с двускатной крышей с несколько углублённым земляным полом и очагом из валунов, обмазанных глиной. Очаги в домах топились по-чёрному, то есть дым выходил через дверь. Несколько позднее на смену большим приходят небольшие дома (10x12 м).
Меря и мурома занимались скотоводством, рыбной ловлей, охотой, и в меньшей степени, земледелием. Это подтверждается данными археологии. В местах их поселений археологи находят многочисленные костные останки животных, большая часть которых принадлежала домашнему скоту. Раскопки селищ обнаруживают богатый рыболовный инвентарь - железные крючки, поплавки, глиняные грузила для рыболовных сетей и множество костей и чешуи щуки, сома, судака, леща и других рыб. Об охоте свидетельствуют находки стрел для луков, в том числе и тупых стрел, предназначенных для охоты на пушного зверя. Земледелие не играло большой роли.
Финно-угорские племена знали прядение, ткачество, обработку дерева и кости. Известно им было и гончарное дело. Но они ещё не знали гончарного круга, а поэтому их сосуды были толстостенными, сделанными вручную. О развитии у этих племен кузнечного ремесла свидетельствуют многочисленные находки железных топоров, ножей, стрел, копий и других изделий.
Древнему населению края была известна и торговля. Торговые пути проходили по рекам Оке, Клязьме и их притокам. О торговых связях с Востоком и Западом свидетельствуют многочисленные находки кладов арабских и западноевропейских монет.
О религиозных верованиях финских племён можно судить по находкам изваяний животных и идолов, выполненных в виде человеческих фигурок. Встречаются изображения коней, птиц и змей, являвшихся “оберегами” (амулетами, талисманами). Медведь, по мнению мерян, был хранителем дома и очага. Амулеты из зубов медведя и даже его лапы - частые предметы в мерянских захоронениях.
Началом появления Древнерусского государства считается время объединения северных русичей – это было объединение славян ильменских. Их города – Ладога и Новгород стали первыми столицами Древнерусского государства (предшественника Киевской Руси).
В 839 году – упомянуты послы кагана Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского короля Людовика Благочестивого. Это было первые сведения о государстве русов относятся к первой трети 9 века.
В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русичи совершают первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом – князем полян (Киев тогда был еще центром княжества полян).
В 862 году, согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов:
«В год 6370 от сотворения мира (862 год) славяне (ильменские славяне) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене». По моему мнению (и мнению многих других исследователей Рюрик и его братья были тоже славянами (воинами-наемниками – тогда всех пришлых наемников называли варягами).
В 862 году (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги и дружинники Рюрика Аскольд и Дир, направлявшиеся в Константинополь, подчинили себе Киев, тем самым установив полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки». Но Аскольд и Дир стали вести свою независимую политику и попытались создать свое (независимое от Рюрика и Новгорода) государство.
Самым древним русским городом Киевской Руси, находящимся близко к Владимирскому краю, является город Ростов Великий (ныне город Ростов в Ярославской области). Этот считается, что этот город существовал уже в 862 году. Это один из древнейших городов Киевской Руси. От имени этого города вся обширная территория северо-востока Киевской Руси сначала называлась Ростовской Землей.
Ростов упоминается в еще в «Повести временных лет». В записи за 862 год о нём говорится как о городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря:
«Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий,Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, , этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик»
Согласно материалов археологов поселение Ростов первоначально было одним из племенных центров меря и возникло оно еще в 7 веке. С усиленной славянской колонизацией, начавшейся в 920-930-е годы, Ростов, как база славян, приобрёл господствующее значение в этом регионе, этот город был наиболее близко расположен к территории Владимирского края.
В настоящее время разные источники воспроизводят «легенду» об основании Ростова, выводящую название от словосочетания «Россов стан» и приписывающую это основание некоему царевичу Россу-Вандалу. Сюжет, носящий явно литературное происхождение, впервые появился в XIX веке в книге «Сказания Великого Новгорода, записанные купцом Александром Артыновым» (среди других сюжетов, все также с явно книжной основой) и Артыновым же, очевидно, и выдуман. «Легенда» точно датирует событие 1793 г. до н. э., Росса-Вандала называет сыном библейского Раугила, правнука патриарха Иакова, и утверждает, что он дошёл до Ростова, преследуя похитившего его жену египетского царевича Априса, сына (упоминаемого у Геродота) египетского царя Нехона. Легенда легендой, но вполне это событие реально. Ведь даже древние города Словенск и Руса по легендам уже существовали в 2300 году до н.э. Да и на востоке – город Аркаим тоже уже существовал где то около 1900 года до н.э.
Легенды часто хранят ту информацию, которую от нас скрывают историки от академической науки.
В 9 веке Ростов вместе со всеми владениями племени меря был присоединен к государству Рюрика со столицей в Ладоге.
Почему в Ладоге? Потому, что считается, что Ладога является самым древним городов русичей. Но это все относительно. Согласно древних легенд все таки самым древним городом является город Словенск (он был на месте Новгорода), который существовал еще в 2300 году до н.э. В походе князя Олега на Царьград (Константинополь) ростовцы участвовали в качестве союзников: в тексте договора Олега с греками дань
они (греки) обязались платить на отдельные русские города: Киев, Чернигов, Перяславль, Полоцк, Ростов и Любеч.
В 879 году в Новгороде умер Рюрику. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.
В 882 году Олег захватил Киев и объявил Киев столицей всего древнерусского государства, которое в последующем стало называться Киевской Русью. В правлении князя Олега мерянские племена, жившие в северной части Владимирского края, платили ему дань и участвовали в военных походах.
В X веке Владимирский край входит в состав Древнерусского государства.
В 907 и 911 годах в результате победоносного похода русичей на Византию были заключены первые письменные договоры, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов.
В 912 году князь Олег умер, и великим князем Киевской Руси стал сын Рюрика Игорь, он правил Русью до 945 года.
В 941 году Игорь совершил военный поход на Византию, этот поход завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом и повернула оружие против Византии.
В 944 году Игорь совершил второй поход на Византию. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.
В 945 году князь Игорь был убит во время сбора дани с древлян.
Но на этом мы прекратим повествование о Киевской Руси. Нам надо рассматривать историю Владимирского края во времена существования Киевской Руси.
В 965 году славянское господство на нижней Оке было закреплено походом Святослава на Оку и Волгу.
В 10-м веке согласно археологическим данным, в поселение, которое позже стало городом Суздалем, уже имелись оборонительные сооружения.
В 988 году киевский князь Владимир Святой сажает сына Бориса в городе Ростове, Глеба - в Муроме. Окняжение новых земель не внесло существенных перемен в жизнь и быт их жителей. Князья время от времени совершали личные объезды (“полюдье”) городов и селений, собирая дань. Чаще же поручали сбор дани своим слугам: “подъездным”, “рядовичам”, “вирникам”, “мечникам”. Пунктами сбора служили относительно крупные селения - погосты, где сборщики дани имели особые дворы.
Селения крестьян - деревни, сёла, погосты были большей частью мелкими. Встречались деревни из одного–трёх дворов. Жилище крестьянина - изба из брёвен, поставленных прямо на землю. Деревянного пола не было. Треть избы занимала большая печь, стоящая на особых срубах. Дым выходил в дверь или дыру в крыше. Рядом с избой стояли овины для сушки снопов и крытые глубокие ямы для жита. Столь же незатейлива была и домашняя утварь: ручные жернова для размола зерна, на которых трудились Женщины, деревянные бочки, корыта, глиняные горшки, корчаги. Освещались избы лучиной или глиняным светильником-каганцем с просаленным фитилем. Обычным занятием женщин, особенно в зимнее время, было ткачество. В каждой избе имелся ткацкий стан, прялка, веретёна с каменными пряслицами. Ткались ткани изо льна, конопли, шерсти. Их этих тканей руками тех же женщин шилась одежда для всех членов семьи. Обработка земли, уход за скотом были делом мужчин.
Окняжение Ростово-Суздальской земли сопровождалось христианизацией её жителей. Крещение протекало сложно. Жители с трудом отходили от языческих обрядов и верований. Летопись сообщает, что появление князя Глеба в Муроме вызвало бурный протест населения: “и не прияше его к себе на княжение и не крестишеся, но сопротивляхуся ему”. Язычество долго держалось как среди аборигенов, так и пришлых славян.
990 год - летописное известие об основании князем Владимиром города, названного его именем, на реке Клязьме.
На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий, после возникновения государственности на Руси и принятия христианства, александровские земли входят в состав Ростово-Суздальского княжества.
В 1024 году в летописи Суздаль впервые упоминается как город, когда говорится о восстании волхвов.
Суздальский кремль.
В 11веке образовалось село Борисоглеб (Муромский район) из слободки при Борисоглебском монастыре. По преданию, здесь стоял загородный дворец муромского князя Глеба.
В 1066 году Владимир Мономах совершил своё первое путешествие из Переяславля Киевского в Ростов, т. е. почти 80 лет спустя после принятия христианства на Руси. Он ехал “сквозе вятиче”, через Брынские леса и дальше на север, где не было “дороги прямоезжей”, где в лесах ещё горели огни погребальных костров, а язычники убивали киевских миссионеров. О глубоком влиянии языческих кудесников (волхвов) на местное население свидетельствует тот факт, что именно волхвы возглавляли массовые голодные бунты смердов (крестьян) в “Суждальской земле” в 1024 и 1071 годах.
Христианство медленно, но неуклонно проникало в народные массы. В крупных городах находились епископы, ведавшие церковными делами в округах — епархиях. С обособлением княжеств каждый князь стремился обзавестись своим епископом. Первым епископом в Ростово-Суздальской земле был Феодор, “родом грек”. При нем в Ростове построен первый христианский храм - церковь Успения. Однако козни языческих волхвов заставили его покинуть Ростов и перейти в Суздаль. Это было в самом конце X века. Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и похоронен в Рождественском соборе города Суздаля. Дело Феодора продолжили последующие ростовские епископы.
Как сказано, православная церковь пользовалась неизменной поддержкой и покровительством киевского и местных князей. Князья давали церкви десятину - десятую долю своих даней и оброков. Церковь имела свой суд и специальное законодательство, регулировавшее семейные отношения и нормы поведения людей. В городах строилось много церквей, в которых служили священники (попы) и их помощники - дьяконы. Служба велась ежедневно, три раза: заутреня, обедня и вечерня. В праздничные дни устраивались особо торжественные службы, которым предшествовали ночные моления - всенощные. Церковные здания возносились над хижинами и хоромами, создавая архитектурный ансамбль городов.
В XII веке продолжалась славянская колонизация. По-прежнему она шла по двум направлениям: с северо-запада из Великого Новгорода и подвластных ему областей и с юга из “Русской земли”, как тогда назывался Киев и его земли. В результате притока переселенцев расчищались под пашню лесные урочища. Под воздействием славян в скотоводческо-промысловом хозяйстве аборигенов возрастает значение земледелия. В свою очередь переселенцы усваивают хозяйственный опыт местных скотоводов, охотников и рыболовов. Растут старые города, появляются новые городские торгово-ремесленные центры.
Освоение региона приводило к образованию значительных пахотных площадей, особенно в благодатном Ополье. Земледелие требовало большого труда и упорства. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).
В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных дел.
В XII веке возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - “рыльце”. Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На “златых вратах” Рождественского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: “Адам рыльцем землю копал”.
В XII веке берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.
Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий.
войдите, используя
или форму авторизации