ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКРЫВАЛ БАНТ НА ШЕЕ МАЯКОВСКОГО
Об этом знали только близкие. За внешней мишурой и эпатажем пряталась трагедия человека, который очень хотел вырваться из плачевного положения.
После смерти отца семья жила очень бедно: спешно распродали столы и стулья, уехали из Кутаисской губернии в Москву, но положение не улучшилось. «С едами плохо. Пенсия — 10 рублей в месяц. Я и две сестры учимся», — напишет потом поэт.
Сестра Ольга вспоминала, что в какой-то момент у Маяковского была всего одна рубашка. Мама стирала её вечером, а утром гладила. Это потом Маяковский будет королём эпатажа, человеком, притягивающим внимание вычурными нарядами и яркими цветами. Появится и его знаменитая жёлтая кофта.
Писать стихи и выступать его вдохновит Давид Бурлюк — новый студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учился Маяковский. Однажды ночью на Сретенском бульваре поэт зачитает тому свои стихи, скромно умолчав об авторстве. Но Бурлюк всё поймёт: «Да это же вы сами написали! Да вы же ж гениальный поэт!».
Но Маяковский хотел не просто выступать, он хотел запомниться. Потому и принёс матери ткань нестандартного жёлтого цвета, чтобы та сшила кофту. «Я ведь не могу пойти в своей чёрной блузе! Меня швейцары не пустят. А этой кофтой заинтересуются, опешат и пропустят».
Так и вышло. После лекции Бурлюка в Тенишевском училище газета «День» написала:
«На эстраде, позади лектора, оказался человек в жёлтой кофте. Через 5 минут все знали, что это — поэт Маяковский»
Это потом за жёлтой кофтой объявят охоту: полиция запретит в ней появляться на публике. На входе поставят пристава, чтобы он следил за внешним видом поэта, и Маяковский, как примерный и законопослушный гражданин, зайдёт в пиджаке.
Через тот же вход зайдёт и Корней Чуковский, держа под мышкой свёрток с жёлтой кофтой, чтобы затем передать его на лестнице. Надо ли говорить, как бурно реагировала публика, увидев поэта в скандальной одежде?
Знаменитую кофту Маяковский упомянет и в поэме «Облако в штанах»:
«Хорошо, когда в жёлтую кофту
душа от осмотров укутана!»
На смену жёлтой кофте придут розовый смокинг, красный атласный жилет, цилиндр и другие эпатирующие предметы гардероба. Но тогда, в бедной юности, настоящим спасением окажется... галстук.
«Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук».
На известной фотографии 1910 года юный Маяковский стоит в широкополой шляпе, накидке и блузе с бантом. И только самые близкие знали, что разнообразные банты, которые так любил поэт, выполняли ещё одну важную задачу. Они закрывали потёртости на изношенной одежде юноши из бедной семьи...
войдите, используя
или форму авторизации