Шестнадцатилетнюю красавицу Анну, ту самую, про которую Пушкин написал: «Я помню чудное мгновение…», выдали за генерала Керн, которому было 52. «Не противен ли я вам?» — спросил девушку будущий муж. «Нет», — ответила она и выбежала из комнаты. После первой брачной ночи Анна написала в дневнике: «Его невозможно любить — мне даже не дано утешения уважать его; скажу прямо — я почти ненавижу его».
Но у молодой героини этого холста Василия Пукирева (1832 — 1890) другой прототип. Это — возлюбленная художника. А он сам — молодой, красивый и бедный (чудом удалось попасть в Московское училище живописи) — стоит за ее спиной, глаза отводит. И вообще такая игра взглядов: кто вниз, кто в сторону. На жениха смотрят женщины его возраста. Кто-то даже утверждает, что они — его покойные жены. Сюжет картины, кстати, списан с жизни друга (он стоит к нам лицом, справа от художника), за что тот крайне обиделся. Но не об этом.
«Неравный брак» имел огромный успех, холст был такой востребованный, что автор решил его продублировать. (В Третьяковке оригинал, в нац. художественном музее РБ — авторский повтор; с ним я «виделась» часто, когда жила в Минске). За успех «Неравного брака» Пукиреву присудили звание профессора. Он путешествовал, преподавал. Этот период был самым ярким в его биографии, дальше — упад здоровья, бедность и так далее. И новый титул — художник одной картины — хотя их, конечно, у него было много.
Что мы знаем о невесте? В комментариях — карандашный рисунок 1907 года Владимира Сухова с подписью: “Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живет в Москве, в Мазуринской богадельне". Богадельня, напомню, это заведение «для призора дряхлых, увечных и неисцелимых». Там она, собственно, и скончалась.
Но интереснее всего рассказывать про прототип пожилого жениха, особенно учитывая нашу нынешнюю переоценку истории. Сохранился созданный Пукирёвым этюд «Голова старика» (в комментариях). Согласно надписи на обороте: «Писано съ князя Цицiанова», полное имя не уточняется. Скорее всего, речь идет о его современнике князе Павле Ивановиче, хотя
внешние сходства можно проследить и с другим представителем этого знаменитого рода: военным генералом князем Павлом Дмитриевичем Цициановым (1754-1806). За «польскую кампанию», подавившую сопротивление Речи Посполитой, военные действия которой проходили на территориях нынешней РБ, моей Родины, этому генералу выдали 1500 душ крестьян. Хотя знаменит он прежде всего как покоритель Закавказья, решающий «проблемы отношений с горцами исключительно с помощью силы». Такой лихой военный, что даже в «Кавказском пленнике» Пушкина «засветился»: «И в сече, с дерзостным челом, / Явился пылкий Цицианов…» И у него вроде бы тоже была молодая жена — австрийская баронесса — хотя особой информации о ней я не нашла.
Портрет невесты в пожилом возрасте — в комментариях. Там же портреты Пукирева и Цицианова.
PS: очень хочется верить, что когда-нибудь в обозримом будущем именно браки по расчету будут вызывать поднятую бровь. А не отношения по любви, к кому бы эта любовь ни была.
Не меня вам поддёргивать! Я прошла от вальса Мендельсона до гробовой доски, без развода.Но, не о себе, сейчас! А о тех, кто по двадцать, тридцать лет в браке, и сами не живут, и у других представления о семье портят!
Определитесь изначательно,при "корне" то..Либо развод,либо более радикальное решение(чур,меня чур)
то к госпоже Тофане,от М.А.Булгакова разумееться..
и в особенности тех,которым надоели их мужья.
Ведь бывает же так королева,чтобы надоел муж.
-Да глухо ответила королева..
времена канули,суть-нет..выбор за вами,уважаемые.
войдите, используя
или форму авторизации