"Ешьте" все, только не ешьте друг друга — говорили святые. А что значит – не есть людей? И что делать, если едят тебя?
Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого человека и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя – это и есть поедание людей.
Это касается и отношений в семье (супругов друг к другу, родителей и детей), и отношения к работе, отношения к друзьям, и отношения к любому пространству. Человек не видит себя, но зорко видит другого, выискивает недостатки в другом, потому что так приятнее чувствовать себя невинным и безответным.
Человек не должен ставить какую-то высокую планку для других, даже если он ставит высокую планку себе. Надо всегда поступать по любви, потому что человек все-таки призван любить ближнего, как самого себя, а не требовать с ближнего. Планку надо занижать для другого, завышая ее для себя.
Бесконечное самоедство, самопопрекание, отношение к себе как к убогому, который не признает за собой никакой ответственности, а живет только чувством вины, — без всякого сомнения вещь опасная. Самоедство – болезнь души.
Человеку нельзя позволять «есть» себя и другим людям. Человек не должен быть объектом для манипуляций, соглашаться с тем, что его используют, с тем, что его унижают, с тем, что его постоянно терроризируют. В этом нет никакого смирения. Надо уметь это пресекать, уходить от этих отношений. Уходить умело, с достоинством, не озлобляясь.
Надо уметь сопротивляться. Это то, что мы, по большому счету, не умеем. Мы сразу впадаем в ненависть, противостояние, злобу, вражду, войну, а вот сопротивляться по-хорошему, по-доброму, с достоинством - это очень важная наука.
© А.Уминский
войдите, используя
или форму авторизации