ГЕОРГИЙ ЮМАТОВ
| «Юматову не надо у меня учиться, он самородок» Сергей Герасимов
Всю свою жизнь он обожал собак. Во время войны матрос Юматов привел на катер где-то подобранного пса. Дежурному офицеру это не понравилось и он столкнул животное в воду. Реакция матроса последовала молниеносно, он ударил офицера грязной тряпкой, которой только что драил палубу, по лицу. За это матросу грозил трибунал, но происшествие удалось уладить. Однако, вечером этого же дня, пес внезапно сам выпрыгнул за палубу. Юматов бросился за ним в воду. В этот момент в катер попала бомба, катер разорвало на части. Так собака спасла Юматову жизнь...
В кино моряк-орденоносец Юматов попал уже после войны. В 1946-м вместе с другом Юматов пришёл на просмотр трофейного фильма в Театр киноактёра. На этом же просмотре присутствовали Александров с Орловой. Юматов был одет в матросскую форму со всеми своими наградами (а их у него было немало) и Григорий Александров сразу обратил внимание на бравого, харизматичного моряка. В буфете Александров подошел к Юматову и пригласил сняться в своем фильме "Весна". Юматов согласился. Роль была маленькая, помощник гримера, но эти несколько секунд на экране решили дальнейшую судьбу Георгия Юматова.
Александров в 1947 году привёл Юматова во ВГИК, на курс, который набирал Сергей Герасимов. Однако, мэтр советского кино, прослушав Юматова, заявил, что тот настолько талантлив, что мало нуждается в дополнительном обучении, и лично отвёл его в Театр киноактёра. Вчерашнего матроса тут же ввели на одну из ролей в спектакль "Дети Ванюшина". В 1948-50 гг. Юматов снялся в 5 фильмах: "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи", "В мирные дни" и "Жуковский". В начале 1950-х он снялся в популярных в то время картинах "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Герои Шипки", "Педагогическая поэма".
По причине беспечности и широты характера Юматов порой терял роли, которые потом приносили широкую известность другим актерам.
Например, роль Павки Корчагина ушла Лановому, с которым у Юматова потом был долгий разлад. Помирились и стали дружить они позже, на съемках «Офицеров».
А на съемки «Белого солнца пустыни» Георгий просто не явился, хотя и был уже утвержден. Юматов сильно переживал личную трагедию и лекарство от нее было не совместимо со съемками. В итоге роль ушла к Анатолию Кузнецову.
Его звездным часом стал фильм "Офицеры". Надо сказать, что режиссер Владимир Роговой категорически отказывался снимать Юматова в своем фильме, зная его необязательность и пагубные привычки. Юматов дал слово режиссеру, что не подведет. Слово он свое сдержал и на экраны вышел шедевр на все времена, о крепкой дружбе, красивой любви и настоящем офицерском братстве. В фильме работы гримерам хватало, но вот Юматову шрам от пули на спине делать не надо было. У Георгия вся спина была изранена на войне по-настоящему. Мальчишки всего Союза с упоением пересматривали эту историю о дружбе, мечтая быть похожими на мужественных героев Ланового и Юматова..
Когда фильм "Офицеры" только вышел в прокат, Юматов в интервью журналу "Советский экран" поделился с читателями своими планами. Он сказал: "Вот увидите, я ещё сыграю не одну хорошую роль. Хорошо бы что-нибудь комедийное! Сил у меня и желания работать много". Однако этим оптимистическим планам так и не суждено было сбыться. В 1970-е годы Юматов снялся ещё в 12 фильмах, однако ни один из них не стал настоящей творческой удачей. Новый всплеск зрительского интереса к Юматову пришёлся на начало 1980-х годов, когда один за другим на широкий экран вышли сразу три фильма, где он снялся в главной роли: "Петровка, 38", "Огарёва, 6" и телевизионный фильм "ТАСС уполномочен заявить...". В 90-х годах ему доставались уже второстепенные роли в малозначительных картинах...
войдите, используя
или форму авторизации