СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ГЕОРГИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВИЦИНА ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Георгий Вицин...Гениальный артист и скромный, добрый человек...Его часто называли чудаком. А он, да-чудак...Только с какой душой...
Не зря великий Марсель Марсо говорил: «Первую половину жизни актер добивается славы, вторую - от нее прячется». Именно это и произошло с Георгием Вициным. Его жизнь была полна тайн, загадок и чудес, многие из которых так и остались без ответа после его смерти.
Взять хотя бы время и место его рождения. В метрической книге петроградской Крестовоздвиженской церкви записано, что Вицин был крещен 23 апреля 1917 года, в День святого Великомученика Георгия, а в графе «день рождения» указано 5 апреля (18 апреля по новому стилю) 1918 года. Год с 1917-го на 1918-й в его метрике мама Мария Матвеевна исправила, чтобы отправить болезненного Георгия в оздоровительную лесную школу, где было место только в младшей группе. Родился он не в Петрограде, как об этом гласят многочисленные энциклопедии, а в местечке Териоки, некогда принадлежавшем Финляндии. Нынче это город Зеленогорск Ленинградской области, где в городском парке и поставлен ему памятник. Трусом Вицин никогда не был. Более того, бывали случаи, когда он проявлял силу воли и делал все наперекор. Именно благодаря этому качеству характера в его жизни появилась сцена: мальчик вздумал побороть страх и закомплексованность, в связи с чем решил стать артистом и оказался на подмостках школьного драмкружка. «Профессия актера влечет за собой и необходимое лечение, - говорил он. - Это я тоже очень рано понял. Инстинктивно меня потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть стеснение». Но одно дело желание, и совсем другое - талант. Однако именно у Гоши его было в избытке. В одном из школьных спектаклей Вицин настолько усердно исполнял танец шамана, что преподаватели порекомендовали ему стать не просто артистом, а артистом балета.
Однако драматический театр был гораздо привлекательнее, и после окончания школы Георгий Вицин поступил в училище Малого театра. Уверовав в свои способности, юный студент расслабился и вскоре был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение к учебному процессу».
Проанализировав ошибки, Вицин собрался с духом и показался сразу в три театральные студии - Алексея Дикого, Театра Революции и МХАТа-2. И был принят сразу во все. Однако выбрал МХАТ-2 и учился там у выдающихся мастеров Аркадия Ивановича Благонравова, Владимира Николаевича Татаринова и Серафимы Германовны Бирман. После учебы Вицин оказался в Московском художественном театре. Однако год спустя секретарь ЦК Компартии Украины Постышев в беседе со Сталиным посетовал на то, что в Москве есть два МХАТа, а на Украине - ни одного. Сталин тут же подарил братской республике МХАТ-2 со всей труппой. Переезд в Киев в планы актеров не входил, и, когда они отказались покидать столицу, театр расформировали, заодно припомнив в газетах, что организовал его когда-то «эмигрант-отщепенец» Михаил Чехов.
С того же времени Вицин перешел в труппу студии Николая Хмелева, которая позже преобразовалась в Театр им. Ермоловой. С блеском играл сексуально озабоченного старичка-импотента в пьесе Флетчера «Укрощение укротителя». Рассказывают, что публика шла специально «на Вицина», покупая билеты, только если играет он. Правда, попадались и недовольные. Однажды за кулисы ворвался взбешенный генерал с дочкой-подростком и потребовал сократить неприличный текст.
Вскоре Вицин начал сниматься в кино. С первым фильмом у Георгия Михайловича тоже вышла путаница. Официально считается, что впервые Вицин появился в роли опричника в «Иване Грозном» у Сергея Эйзенштейна. Только сам актер говорил, что «Эйзенштейна в глаза не видел». По другой версии, дебютировал Вицин в картине Сергея Юткевича «Здравствуй, Москва!», где сыграл эпизодическую роль железнодорожника.
Более серьезные роли Вицину довелось сыграть лишь ближе к 30. «Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали» - так сам актер объяснял свое позднее появление на киноэкранах. Его нос и худоба оказались очень кстати, когда режиссер Григорий Козинцев искал актера на роль Гоголя в картину «Белинский». «Видимо, у меня было что-то гоголевское и внутри, раз я пришелся по душе, - рассказывал Вицин. - Все прошло благополучно, Козинцев был очень доволен. Разочарованным остался один партийный чиновник: он вдруг обвинил меня в мистике. Это когда я в образе Николая Васильевича с ехидной улыбкой говорю: «Если что-нибудь написал плохо - сожги...» Что-то напугало партийных «цензоров», и они заставили вырезать этот кусок. Но оператор Андрей Николаевич Москвин сохранил его и подарил мне. А спустя несколько лет Алексей Баталов, снимая «Шинель», попросил показать ему этот эпизод. Вероятно, для вдохновения».
Вицин сыграл роль писателя настолько достоверно, что спустя несколько месяцев после съемок в этом фильме его пригласили для работы еще в одной картине, и вновь на роль Гоголя - в фильм Григория Александрова «Композитор Шинка».
Георгий Михайлович не был красавцем, но восторженные зрительницы забрасывали его письмами. Признавались в любви, даже сообщали о желании родить от него ребенка. Коллеги-актрисы тоже имели виды на перспективного актера. Но Вицин не был сторонником мимолетных связей. В юности у Георгия Михайловича случился роман с актрисой Диной Тополевой, которую он «увел» у своего учителя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Коллектив театра был шокирован, но учитель умел разделять работу и личную жизнь, проявил благоразумие и не выгнал зарвавшегося ученика из театра, а по-прежнему относился с уважением как к способному артисту и человеку. Хмелев понимал, что этот поступок довольно нетипичен для характера Вицина, и раз уж тот на такое пошел, то, значит, всему виной подлинные чувства. Дина Тополева была значительно старше Георгия Михайловича, однако это и правда была не театральная интрижка и не служебный роман - они остались родными друг другу людьми до конца жизни.
Сам Вицин признавался, что ему в сталинскую эпоху жилось гораздо лучше, чем потом. «Может, потому, что молодой был? - размышлял он. – Я учился бесплатно, отдыхал бесплатно. В Школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, на которую очень даже неплохо можно было жить. К тому же в молодости легче радоваться жизни... В общем, вспоминаю те времена радужными и светлыми...»
Возможно, поэтому в 50-х он сыграл лучшие свои кинороли. Например, сэра Эндрю Эгьюйчика в шекспировской комедии «Двенадцатая ночь» режиссера Яна Фрида. Картину хвалила зарубежная пресса, о «русском актере Выцине, точно ухватившем специфику английского юмора», упомянули на Би-би-си, хоть и ошиблись в фамилии. Георгий Михайлович эту свою работу очень любил.
Многие заготовки для киноролей Вицин находил в своем театральном опыте. «Если актер не работал в театре, это ужасно, потому что пропущена учеба, где складывается актерская индивидуальность - говорил он. - Я прошел школу театра - это 35 лет - и в кино уже не был беспомощен. Я мог представить себе несуществующего зрителя». Вицин всю жизнь умело обманывал зрителей - что на сцене, что на экране. В молодости играл стариков, в старости - безусых юнцов. Так, в семнадцать лет он сыграл пьяного старика Мирона Ипатыча в спектакле Островского «Невольницы», а когда ему было далеко за сорок - десятиклассника Юрия Поднебеско в пьесе Павленко «Счастье». Да не просто сыграл, а работал на износ по двадцать спектаклей в месяц.
Уверяли, что секрет «вневозрастного феномена» Вицина в правильном образе жизни, который вел актер. Он не курил ни разу в жизни, после того как однажды в детстве попробовал затянуться и закашлялся. Не пил. Говорят, на съемках той же «Женитьбы...» в Суздале Вицина даже пытались споить, чтобы он хоть чуток расслабился и поухаживал за кем-нибудь - в картине снимались самые красивые актрисы отечественного кино того времени. Георгий Михайлович пополоскал рот коньяком да и выплюнул. Все ахнули, а Мордюкова сказала: «Ты не пьешь, не куришь, с бабами не гуляешь, ты труп!» На что актер ответил: «Нет, я йог». Отечественное кино уже не могло предложить Вицину былых возможностей. Со второй половины 90-х Вицин не снимался в кино, последний фильм с его участием - «Хаги-Траггер» - вышел в 1994 году. Вицин лишь изредка появлялся в юмористических концертах Театра киноактера и даже на открытие Музея трех актеров ехать отказывался. «Гоша, вставай, твой же музей открывают», - поднимал его с постели Никулин, заехавший за ним. «Это же надо штаны надевать», - вяло реагировал актер. «А ты что, совсем без штанов ходишь?» - спросил Никулин. «Так это надо другие штаны надевать», - не поддавался
Вицин. Еле-еле Юрий Владимирович стащил его с постели и усадил в машину.
Георгий Михайлович стал вести довольно закрытый образ жизни. Почти не выходил на люди, разве что, надвинув на лоб шляпу, надев темные очки и подняв ворот, гулял в районе Арбата. Отказывался от интервью, уверяя, что это те же экзамены, ненавистные с детства. «Сказать честно, не любитель я говорить о своей персоне, заявлять, - рассказывал Георгий Михайлович в одном из своих редких последних интервью. - Я просто живу, то есть - живу просто. Моему браку давно перевалило за 50. Когда с человеком долго живешь, с ним срастаешься, все становится общим. Конечно, были у меня и поклонницы, но я старался не реагировать. Сиюминутные отношения оставляют только неприятный осадок в душе и больше ничего. Противновато. Вот. А главное в личности - цельность. Нельзя, да и не нужно расточать себя на мелочи. Сокровенное душевное тепло стоит отдавать только очень близкому и дорогому человеку. Оно ему действительно нужно». Вицин не гнался за деньгами, так же как и за славой. У него никогда не было машины, более того, он не раз уверял, что автомобиль - «самое страшное, что придумало человечество». Когда Георгий Михайлович заболел, многие газеты писали, что народный артист СССР умирает в нищете. На самом деле Вицин в деньгах особо не нуждался, он получал приличную пенсию, принимал участие в концертах. При содействии президента Союза кинематографистов Никиты Михалкова, Георгия Вицина перевели в специализированную столичную клинику. Его поместили в одноместную палату в терапевтическом отделении. Врачи долго не могли определиться с диагнозом - инфаркт не подтверждали, но и не снимали. Рассказывают, что в последние дни Георгий Михайлович был оптимистичен, ему разрешали ходить, смотреть телевизор. Дочь Наталья была в клинике каждый день. Жена Тамара Федоровна не могла навещать мужа, потому что тоже чувствовала себя плохо. 22 октября 2001 года актера не стало.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. 26 июля 2008 года к 460-летнему юбилею города и 90-летию актёра в парке культуры и отдыха Зеленогорска был открыт памятник Г. Вицину. Скульптура изображает актёра в роли Бальзаминова из фильма «Женитьба Бальзаминова».
войдите, используя
или форму авторизации