Игорь Дмитриев
Любителя запонок и дорогой обуви называли последним маркизом Советского Союза. Красавец с аристократической внешностью сыграл в кино не один десяток виконтов, принцев и князей. Впрочем, аристократом Игорь Дмитриев был не только на экране. Его прабабка — статс-дама Анна Шерер состояла в свите императрицы Марии Фёдоровны.
Он появился на свет в Ленинграде весною 1927. Почти сразу после его рождения родители развелись. Мальчик рос в артистической среде. Мать — балерина Елена Таубер танцевала в музыкальном театре. Там в гримёрке среди ящиков с реквизитом он понял, что тоже будет служить искусству.
В годы эвакуации семья оказалась в Перми. Игорь начал посещать театральную студию. Да так увлёкся, что бросил школу и стал актёром Пермского драмтеатра. В 1944 он отправился в Москву поступать в институт и только в дороге сообразил, что без школьного аттестата путь туда закрыт. И тут юный “аристократ” проявил смекалку.
Время былое лихое - кругом бомбёжки, пожары... Он узнал, что совсем недавно сгорел авиационный институт. Отправился туда и с порога заявил, что документ об образовании оставил у них. Расчёт оказался верным. Ему выдали "дубликат".
Вскоре он стал студентом школы-студии МХАТ. Отучился положенный срок и вернулся в родной Ленинград. Почти 20 лет выходил на сцену театра имени Комиссаржевской… пока его оттуда с позором не уволили.
В 1967 артиста отпустили на отдых в Италию, где жили его друзья. Неслыханное везение! Так уж вышло, что за границей он задержался и не явился на сбор труппы в начале сезона. Чтобы избежать увольнения Дмитриев попросил итальянских коммунистов связаться с ЦК КПСС и вступиться за него. Те с радостью согласились. Но вышло всё ещё хуже.
Руководство театра рассвирепело. Да как он посмел использовать международные связи в личных интересах! И уволило прогульщика. К счастью, он давно уже снимался в кино. Фактурный "аристократ" был у режиссёров нарасхват.
В последующие годы он сыграл в кино свои лучшие роли: восточного принца в "Старой, старой сказке", Раевского в "Открытой книге", Керенского в "Хождении по мукам", графа Федерико в “Собаке на сене", начальника тюрьмы в “Летучей мыши", князя Леопольда в “Сильве”, виконта де Нанжака в “Идеальном муже”...
Свою будущую жену он знал с самого детства. Они были закадычными друзьями и часто наведывались друг к другу в гости. Но в 1941 их дороге разошлись. Семьи Игоря и Ларисы оказались в эвакуации за тысячи километров друг от друга.
В студенческие годы они случайно столкнулись в Москве. У него была девушка, а она встречалась с молодым профессором. Много лет их связывали только дружеские отношения. Но однажды по воле судьбы они оказались на отдыхе в Дагомысе.
И заглянули в местный в тир. Лариса прекрасно стреляла, о чём актёр даже не догадывался. Она иронично спросила: А какой приз я получу, если выбью десять очков?
Тот шутливо ответил, что сразу женится. Лариса ловко поразила мишени. С тех пор они больше не расставались.
Дмитриев обожал супругу. Вместе они вырастили сына Алексея. И всё же они были очень разными.
Она строгая и далёкая от искусства. А киношный “маркиз” обожал острые шутки с крепким словцом, розыгрыши и эпатаж. Его творческая натура жаждала новых впечатлений. Может быть, поэтому, он однажды серьёзно увлёкся своей страстной поклонницей.
Впрочем, роман был только в письмах, платонический. Оба знали, что вместе им не быть. Рита была женой разведчика. Позже вместе с мужем она уехала в Японию.
Спустя время актёр встретился с ней в Питере. Рита подарила ему на память кольцо. На золоте были вытеснены "счастливые" японские иероглифы. Игорь сделал из украшения печатку и впаял её в любимый перстень, который носил до последних дней.
Он был очень привязан к сыну. Тот изучал в институте редкий язык-телугу. Отучившись пару курсов, парень отправился практиковаться в Индию. Когда пришло время возвращаться на родину, Алексей просто исчез — уехал в Камбоджа и стал невозвращенцем. Позже перебрался в США, где женился на американке.
Игорь Борисович тяжело переживал его внезапный отъезд. Очень скучал. Алексей постоянно звал родителей к себе. В конце концов, жена уехала к нему в США.
Но артист себя без родины не видел и эмигрировать не захотел. Только два раза ему удалось навестить семью в Америке. Больше не позволило здоровье.
Зимой 2008 года прямо из театра артиста увезли в больницу. В тот же день его не стало.
В конце жизни Игорь Борисович не о чём не жалел и считал, что прожил жизнь не зря.
Незадолго до своего ухода он сказал: Я счастливый человек! У меня была удивительная мать, чудесная жена, редкая востребованность в кино, театре... Единственное, о чём я жалею, что так и не сыграл царя. Тут Стржельчик меня обошёл!
Блог Экран
войдите, используя
или форму авторизации