Ученый решил в качестве эксперимента построить для мышей рай на Земле. Эксперимент закончился катастрофой. Парадокс, но в этой истории вы можете заметить много слишком человеческого в поведении мышек. И из нее можно сделать весьма поучительные выводы для всего человечества.
Американский зоолог и психолог Джон Кэлхун обнаружил, что в социуме грызунов и человека очень много общего. Ученый решил построить для мышей настоящий рай на Земле и посмотреть, как будет развиваться общество, у которого удовлетворены все потребности и где не надо бороться за жизнь.
Цель эксперимента - создать "идеальный мир", где все потребности мышей будут полностью удовлетворены.
Грызуны выбираются для подобных экспериментов не просто так. Дело в том, что грызуны - самый близкий к приматам отряд животных. Парадокс, но ближе всех к нам оказываются не медведи, слоны и волки, а именно - хомяки, зайцы и мыши. Грызуны разошлись с приматами около 75 млн лет назад.
Джон Кэлхаун построил для грызунов специально оборудованное пространство. Это было прекрасное по меркам грызунов жилье, здесь было много кормушек и поилок. И, что важно - никаких хищников и болезней.
Этот рай был рассчитан на несколько тысяч особей. А точнее, по подсчетам ученого места в загоне должно было хватить на 3840 мышей, еды — на 9500 и воды — на 6144. Притом, что они будут все это есть и пить одновременно.
Джон отправил сюда 8 особей - по четыре самца и самки. Итак, грызунам предложили мир-утопию. В вольере было много еды, воды, строительных материалов для создания себе норы или уютного домика. Пространства было тоже достаточно, с учетом значительного роста популяции, учитывая привычки и особенности животных.
На первом этапе эксперимента популяция стала предсказуемо и очень быстро расти. Социальные связи были крепки, животные жили большим дружным коллективом.
Однако по мере роста популяции начали возникать социальные проблемы. Мыши становились все более агрессивными и антисоциальными. У них стали возникать территориальные споры - грызуны, ранее относившиеся спокойно к соплеменникам по соседству, стали набрасываться на них. Удивительное поведение продемонстрировали самки, которые до этого были очень спокойными и миролюбивыми.
Самки потеряли всякий интерес к противоположному полу. Рождение и забота потомства молодых самок больше не увлекала! Они стали обосабливаться друг от друга, хотя раньше действовали сообща. Кэлхун назвал их "изолированные женщины" или феминистки.
Рождаемость резко упала. Одновременно с этим наблюдался рост смертности среди молодых грызунов. Затем появился новый класс грызунов-самцов, которых ученый назвал "красивые мыши". Они были равнодушны к самкам и отказывались спариваться даже если была такая возможность. Более того, они стали вступать в нетрадиционные отношения.
"Красивые мыши" даже отказались бороться за свое пространство, отказались от территориальных споров, как предыдущее поколение. Вместо этого они предпочитали "чистить перышки" и прихорашиваться. В какой-то момент "красивые мыши" и "изолированные женщины" составили подавляющее большинство населения.
Третьей большой группой стали "Отверженные". Это были физически более слабые особи, которых изгоняли в центральную часть загона, которая была менее комфортной. У них были следы побоев - выдранные клочки шерсти, искусанные хвосты и ранки.
В "Отверженные" попадали молодые особи, которые не смогли встроиться в иерархию.
А встроиться стало трудно! Ведь в популяции заметно вырос средний уровень продолжительности жизни. На вершине оказалось много пожилых мышей. В естественной среде они бы давно освободили место молодым сородичам.
Старички атаковали молодых, используя свой опыт. Даже, уступая в физической силе, они могли подавить неопытного соседа психологическим давлением. Парадокс, но стал процветать каннибализм, хотя еды в раю было в избытке! Основное отличие этого эксперимента от жизни - закрытое пространство. Мыши не могли мигрировать. В природе же они бы поступили именно так, когда их популяция становилась слишком высокой. Хотя если райские условия распространить на всю планету, то свободная территория на Земле бы быстро закончилась.
Катастрофа. В конце концов произошла демографическая катастрофа. Детская смертность достигла 100%, а воспроизводство достигло нуля. Удивительно, но это в целом напоминает тренды в человеческом обществе! Рождаемость по всему миру падает, особенно в развитых странах - она уже ниже уровня воспроизводства населения.
Эксперимент Джона Кэлхауна "Вселенная 25" является живым напоминанием о том, что создание "идеального мира" требует гораздо большего, чем просто удовлетворение базовых потребностей.
войдите, используя
или форму авторизации