Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » Звёздочка моя
Звёздочка моя
Никто не мог с первого раза выговорить её имя. И, конечно, никто не мог его запомнить.
- Давай мы будем звать тебя Жанной? - предлагали соседки по палате. - Или Женей?
Она упрямо качала головой и терпеливо повторяла:
- Я не Жанна! Жулдыз. Меня зовут Жулдыз. Совсем не сложно произнести.
- Трудные какие у вас, казахов, имена-фамилии! - говорили они.
- Жлдыз Туранбекова - вообще не сложно, - насмешливо отвечала она. - Не сложнее, чем, к примеру, Константин Устиныч Черненко!
В этот далёкий город она приехала по направлению Облздрава. Несмотря на многочисленные обследования, консилиумы и совещания, никто из местных специалистов так и не смог поставить диагноз её заболеванию. Решено было отправить девушку в столицу, в центр экспериментальной медицины. Так она оказалась здесь.
В просторной палате стационара собралось десять женщин со всего Союза. Жулдыз была самой молодой среди них. Вот уже неделю она находилась здесь. Многочисленные обследования, нескончаемые анализы, врачебные обходы и всё новые и новые врачи со своими вопросами. Несколько раз ей пришлось присутствовать на лекциях в мединиституте в качестве учебного экспоната. Эдакое пособие по медицине. Было ужасно неловко стоять почти без одежды перед залом, полным старых и молодых людей в белых халатах и слушать бесстрастное повествование пожилого профессора-лектора о себе:
- Больная правильного телосложения, кожные покровы бледные...
Женщины в палате, каждая со сложным букетом заболеваний и ещё более сложным жизненным опытом, казались ей старыми. Разговоры их вертелись вокруг детей, рецептов солений, а больше - вокруг мужей. Поминутно кто-нибудь из них начинал:
- Девочки, а мой-то!..
Тогда ей, шестнадцатилетней, казалось смешным и нарочитым это "девочки". Иногда, чаще всего после отбоя, "девочки" начинали вести разговоры на запретные темы. Разговоры "про это" велись полушёпотом, с таинственным выражением лица и неожиданными взрывами хохота. Время от времени, кто-то из "девочек" оглядывался на Жулдыз и притворно сокрушался:
- Ох, девки, испортим молодую, не надо бы ей такое слушать!
После этого внимание переключалось на Жулдыз. "Девочки" с жаром начинали выспрашивать, есть ли у неё "мальчик", целовалась ли она уже, и будут ли родители просить за неё калым. Девушка отшучивалась, отмалчивалась, делала вид, что сердится, и женщины отставали от неё.
Дело в том, что мальчик, вернее, парень, был. Он служил в армии в далёкой Эстонии. Мама шутила, что это наследственность, потому что отец Жулдыз когда-то в молодости тоже служил в Эстонии. И наверно был бы рад такому совпадению. Но отец погиб в аварии, когда ей было тринадцать. Мама говорила, что эта странная болезнь сердца у Жулдыз развилась именно тогда. Словом, ей ни с кем не хотелось делиться сокровенным. Тем более с этими грубоватыми тётками, замордованными жизнью и проблемами со здоровьем. Но была среди них одна, что держалась особняком. С тяжёлыми русыми волосами, с твёрдыми, будто из дерева вырезанными скулами и необычным именем. Аста её звали. Молчаливая и неулыбчивая, она занимала дальнюю койку у окна и редко вступала в разговоры. Может, потому что говорила по-русски с заметными акцентом. Удивительно, но эта женщина знала значение имени Жулдыз! Услышав его, она улыбнулась, хмурое лицо её словно осветилось изнутри. Женщина повернулась и посмотрела на Жулдыз внимательно. Глаза её лучились добрым светом.
- Звёздочка, - едва слышно произнесла она.
- Да, - изумлённо подтвердила девушка. - А откуда вы знаете?
Женщина сразу сникла, опустила потухший взгляд и неопределённо махнула рукой:
- Так. Знаю. Слышала где-то.
Больше Аста не произнесла ни слова. Но с тех пор Жулдыз не раз замечала на себе добрый и внимательный взгляд. Она понимала, что своим появлением и именем разбудила в женщине какие-то личные воспоминания. Девушке хотелось поговорить с Астой. Интерес её только усилился, когда она случайно услышала, что та из Эстонии. Но Аста не шла на контакт, отвечая односложно и нехотя. К тому же, у неё было какое-то сложносочинённое заболевание, и врачи не давали ей покоя, мучая больше других бесчисленными анализами.
Очень скоро стало ясно, что Асте предстоит операция.
Почему-то эта новость странным образом оживила замкнутую женщину. Она стала чаще улыбаться, принимать участие в разговорах и даже несмело шутить. А однажды вечером, улучив момент, когда в палате никого не было, подошла к кровати Жулдыз. Соседки ушли на ужин, а ей в тот день совсем не хотелось есть. Видимо, у Асты тоже не было аппетита.
- Звёздочка, можешь меня выслушать?
Удивлённая девушка села на кровати, Аста присела рядом.
- Я, когда была молодая, как ты, хотела выйти замуж. Он был казах. Жил где-то рядом с городом Караганда. Есть же у вас такой город? А у нас в Таллинне проходил службу в армии. Я... не поехала с ним, хотя он звал. Я хотела, чтобы он остался со мной. Родители мои были не против. Но он уехал. Сказал мне, что я ничего не понимаю, а значит, нам не стоит быть вместе... Мы поссорились, и я даже не пошла его провожать. Всю жизнь не могу себе этого простить... Это он сказал мне, что есть у вас такое имя. И что означает оно "звезда".
Жлдыз молчала, потрясённая услышанной историей. Какие-то неясные догадки уже бродили у неё у голове, но сознание отказывалось верить...
- Он и меня называл не Аста, а Астра. Говорил, что Астра - это тоже звезда... Я потом писала ему, но он ни разу не ответил мне. Но я всё равно писала... А три года назад вдруг пришёл ответ. Не от него, от его сестрёнки. Она прислала мне все мои письма. Целая коробка набралась... Написала, что он все эти годы специально приезжал в родительский дом, чтобы получить и прочесть их. И что хранил мои письма там, в старом родительском доме... А знала об этом только она, сестрёнка. Ещё она написала мне, что у него есть семья, трое детей. И что самого его больше нет. Погиб в аварии. Как раз в тот день, когда пришло моё последнее письмо. Три года назад...
Аста замолчала. Жулдыз увидела, что она плачет. С удивлением поняла, что сама тоже давно уже плачет.
- Когда я увидела тебя, мне показалось, что ты на него чем-то похожа. Показалось, конечно. Просто я очень по нему скучаю. А ещё помню, что он хотел назвать дочку Жулдыз. Говорил, что это самое прекрасное в мире имя. И что будет ему всегда светить своя маленькая Звёздочка... Но у тебя другая фамилия. И родом ты совсем не из Караганды, я слышала. А всё же мне захотелось тебе всё это рассказать...
Аста прерывисто вздохнула и поднялась с кровати. Возвращались с ужина женщины. Разговор надо было заканчивать. Повинуясь порыву, Жулдыз схватила Асту за руку:
- Скажите, как звали того парня?
Аста улыбнулась. Лицо её, как уже было раньше, озарилось внутренним светом.
- Сагат. Его звали Сагат Ашимов. И я знаю, как переводится его имя. Часы. Время. Вот, пришло время рассказать... Да и вообще. Пришло время...
Женщина мягко высвободила руку и вышла из палаты.
Оглушённая услышанным, Жлдыз не знала, как ей быть. Признаться Асте, что она Жулдыз Сагатовна, а фамилия у неё в честь деда Турганбека, по казахской традиции? И что отец её всю жизнь замирал, услышав в новостях про Таллинн? И что в любое время года раз в месяц-полтора он бросал все дела и ехал на другой край страны, в маленькое селение под Карагандой, сначала проведать родителей, а потом навестить их могилы... И что возвращался из этих поездок в глубокой задумчивости, но с каким-то тайным светом в глазах? И имеет ли она право вмешиваться в эту историю, которая принадлежит только двоим?
Проснувшись на следующее утро, Жулдыз увидела, что Асты в палате нет. Медсестра сказала, что её уже забрали на операцию. А ещё через день стало известно, что Аста не проснулась после наркоза. Среди вещей Асты нашлась маленькая чёрно-белая фотокарточка молодого парня азиатской внешности. На обратной стороне снимка была выцветшая надпись: моей Звёздочке.
Жулдыз сказала соседкам и персоналу, что это её карточка, что она показывала Асте и случайно забыла забрать.
- А кто это на снимке? - спросила сестра-хозяйка .
- Это мой отец, - честно ответила Жулдыз и спрятала фотографию в книгу.
С ней никто не стал спорить...
Автор - Карлыгаш Мукашева
(Из цикла рассказов "Другая осень")
войдите, используя
или форму авторизации