Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » Скинув туфельки, в одной тонкой рубашке, Анна танцевала под дождём. В чёрных кудряшках блестели ...

Скинув туфельки, в одной тонкой рубашке, Анна танцевала под дождём. В чёрных кудряшках блестели алмазные капли... Гувернантка, всплеснув руками, металась по веранде, но не решалась броситься за принцессой – слишком сильный ливень! «Я скажу вашей матушке!», - прокричала женщина. В ответ послышался заливистый хохот: да пусть! Все уже привыкли, что принцесса – плохая девочка.
Свою родину Анна не помнила: её вывезли в Бразилию, вместе с братьями, сёстрами и королевским Двором, когда ей было меньше года. Правящая португальская династия Браганса в 1807 году спасалась от Наполеона. На новой земле они с комфортом разместились на огромной вилле Ботафого, и завели те же привычки, что и в Лиссабоне: король и королева заняли разные покои, едва общались друг с другом, а их дети были предоставлены гувернанткам.
Королеву Хоакину Карлотту, мать Анны, прислуга и окружение не любили. Она была резкой, вспыльчивой, жесткой. Стремилась управлять, отодвинув в сторонку мягкого нерешительного супруга. Устанавливала правила, нарушать которые было нельзя. Но Анна была самой младшей из ее детей, и принцессе позволялось чуть больше. Королева снисходительно смотрела на выходки малышки и словно поощряла их. Пришла без рубашки на пляж и купалась на глазах у всех? Помилуйте, она же дитя! Налысо обрила голову, вслед за сёстрами, у которых обнаружились вши? Какая озорница! Анна любила ездить верхом, а утром могла долгие часы проводить в воде. Гувернантки, безуспешно пытавшиеся заманить её в учебный класс, сердились: «Плохая девочка!».
Анна любила этот пляж и эту бухту. Она не знала ничего другого, и поэтому, когда в 1821-м семья засобиралась назад, резко запротестовала: «Нет! Бразилия – моя родина!». Но королева холодно порекомендовала собирать вещи. Танцы под дождём закончились. Следовало возвращаться к прежней жизни.
В Португалии на Анну мало обращали внимания: мать и отец сцепились в борьбе за власть. Хоакина Карлотта пыталась лишить мужа законного трона, но потерпела поражение. Вдобавок, старший брат Анны объявил независимость Бразилии и провозгласил себя императором. Рассерженный отец-король заявил, что знать его больше не хочет… В этих политических вихрях девочка уяснила для себя только одно: надо держаться от них подальше.
«Она выросла в очаровательную девушку, - писал о ней португальский историк Нуно де Камара Перейра, - настолько подвижную и живую, что дворцовые стены были тесными для нее. Лучшим было бы выдать ее замуж, но европейские принцы не выстраивались в очередь: слишком сложной была политическая обстановка в Португалии. Никто не хотел иметь дело с семьей, которая в любой момент могла потерять трон».
Хосе Северо де Мендоса маркиза Лоле (иногда пишут Луле) называли самым красивым мужчиной португальского двора. Анне исполнилось двадцать лет. В таком возрасте редкая девушка не мечтает о любви… Мать регулярно присылала ей наставления почтой, но Анна бросала письма в огонь, не читая. Она всё для себя уже решила. Ей не нашли жениха, значит, придется выкручиваться самой.
В 1826 году скончался её отец, король Жуан VI, и возникла проблема престолонаследия. В этих условиях рука Анны показалась красавцу маркизу крайне заманчивой перспективой. Да, у принцессы был старший брат – но он правил в Бразилии. Был еще один, изгнанный в Австрию за то, что поддерживал мать. А если ему, Хосе, жениться на Анне? И с её помощью приблизиться к трону? Тем более, что эта молодая особа совсем не против...
Та, которую в детстве единодушно называли «плохой девочкой» не подвела и на этот раз: осенью 1827 года она объявила родным, что ждёт ребенка. Хранители традиций схватились за голову. Виновником был маркиз Лоле, но как разрешить ему брак с принцессой – это же вопиющее нарушение правил! «Кто может мне запретить?» - хмыкнула Анна, глядя на министров. И она была права. Мать находилась далеко, отец - под мраморной плитой.
5 декабря 1827 года Анна вышла замуж за маркиза Лоле. А 27-го числа того же месяца на свет появилась её первая дочь... Этот случай считается единственным в португальской истории, чтобы принцесса из правящей династии выходила замуж «в тягости». Да ещё за человека некоролевского происхождения! Знатные семейства негодовали: никто из них не мог даже предположить, что такое возможно - приблизиться к принцессе Анне! Как дочь короля она должна была выбрать принца. И здесь их всех обскакал красавец Лоле!
Но расчет герцога не оправдался – трон Португалии в итоге получил тот самый изгнанный брат Анны. Он же предложил супругу принцессы министерский пост, потом ещё один. Пришлось довольствоваться малым.
Вопреки ожиданиям, Анна стала нежной матерью своим детям, которых в итоге было пятеро. Меркантильный муж разъехался с ней за пару месяцев до рождения последнего малыша. То, что маркиза интересовало только положение её семьи, Анна поняла слишком поздно - она ведь была так влюблена!
Принцесса обосновалась в Риме, где и умерла в 1857 году, а Лоле делал политическую карьеру в Португалии, мало интересуясь судьбой наследников. Он вспомнил о них, когда в Лиссабоне умер очередной король – тогда в народе много говорили, что Лоле хочет посадить на трон своего сына. Королевского внука по прямой линии! Эти разговоры породили такие беспорядки, что пришлось призывать на помощь гвардию...
Лоле стал герцогом, он еще долгое время старался удержаться у власти, и только в возрасте под семьдесят, наконец, угомонился. 23 мая 1875 года его не стало. По семейной легенде, в его покоях всегда висел портрет Анны: до расставания лицом к нему, а после - в перевернутом виде.
войдите, используя
или форму авторизации