Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » Одна из легенд гласит, что тонизирующие свойства чая были открыты почти 5000 тысяч лет назад (только ...
Одна из легенд гласит, что тонизирующие свойства чая были открыты почти 5000 тысяч лет назад (только представьте!) – в 2737 году до н.э. Божественным императором Шен Нуном («Пахарь Духа»).
Shen Nong (, ), также известный как Ян Ди или Шен Нун Ши – (2852-2737 до н.э.), второй из трёх китайских Императоров Периода Сан Хуаня, (3000-2700 до н.э.), был учёным, отцом сельского хозяйства и основоположником китайской медицины. Ходили слухи, что Император имел тело «будто из прозрачного нефрита», отчего пробовал травы и их отвары на себе, так как мог видеть сквозь кожу всё происходящее в его организме. Именно он начал создавать медицинскую энциклопедию лечебных трав «Шен Нун Бэнь Цао», где описывал их воздействие на организм человека. Позже эта энциклопедия дописывалась не одним поколением учёных и целителей. Так что китайские боги вполне реальны.
Указы Императора требовали, чтобы в целях гигиены вся питьевая вода при дворе кипятилась. Однажды летним днём, посещая отдалённую провинцию, слуги на привале кипятили воду, чтобы утолить жажду. С кустарника близ кипящих котлов, попадали высушенные листья (Вы уже догадываетесь, что это были за листья?), отчего вода в котлах приобрела характерный красноватый оттенок. Как учёный, Император заинтересовался ароматом неизвестного доселе отвара, отпил немного, и почувствовал прилив бодрости и свежести, от чего пришел в восторг: «Напиток, который стимулирует и расслабляет одновременно». Этот момент можно считать моментом появления чая.
Второй вариант появления чая таков. В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозелёного деревца – животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивлённые подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
Буддисты смотрят на появление чая по-своему. Это красивая метафоричная притча о божественном происхождении и высоком назначении чая принадлежит традиции буддистов Китая. История связана с именем святого Дамо (Бодхидрама), буддийского монаха из Индии, который считается основателем дзен-буддизма. Путешествуя в Китай, в молитве, в воздержании и самоотвержении он день и ночь проводил в созерцании Бога. Наконец, Дарма, изнемогший от всех трудов, заснул. Вознегодовал он от того, что нарушил свой обет и в боязни снова пасть, подверг себя наказанию: отрезал веки и бросил их на землю. Небо не оставило его без награды, и на земле, где брошены были веки, вырос чайный куст. Он употребил чайные листья, и напиток подкрепил его. Чай стали изображать веками Дамо. Буддисты пили много чая, чтобы продлить часы благочестивых размышлений, ясности ума и созерцания.
Как заморский напиток появился на Руси
По легенде, русские купцы из Сибири переняли у китайцев привычку пить чай ещё в эпоху Золотой Орды. Но настоящая, документально подтверждённая история чая в России началась в 1638 году, когда он попал на царский стол.
Царь Михаил Фёдорович отправил к Алтын-хану своего посла, томского боярина Василия Старкова. Василий привёз царю подарок от монгольского хана — четыре пуда (65,5 кг) чая. Старков не хотел принимать кучу листьев и считал её бесполезным товаром, но монголы настаивали. Русским боярам понравился напиток из «экзотической травы».
В 1660-х годах царь Алексей Михайлович лечился заваренным чаем по совету придворного лекаря Самойло Каллинса. Правитель выздоровел, заморское зелье стало популярным лекарством. В конце XVII века в отечественных медицинских текстах уже появляется слово «чай» на русском языке.
В 1689 году Русское государство и Империя Цин подписали Нерчинский договор. Теперь представители двух держав могли торговать на границе — пушнину часто обменивали на чай. За одну соболиную шкурку получали два фунта сухого листа — почти килограмм.
войдите, используя
или форму авторизации