Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » Анатолий Кубацкий не был отмечен званиями и получил только одну награду, да и то под конец жизни, - ...





Анатолий Кубацкий не был отмечен званиями и получил только одну награду, да и то под конец жизни, - значок «Отличник кинематографии». Однако в памяти зрителей он остался настоящим Народным артистом. Роли в фильмах: «Дело было в Пенькове», «Морозко», «Королевство кривых зеркал», «Щит и меч», «Дуэнья» и еще в десятках других принесли Кубацкому настоящую славу. Несмотря на нее, ушел из жизни актер в одиночестве в Доме ветеранов кино.
- Я начал сниматься в 1928 году, будучи еще учащимся студии Юрия Завадского, - вспоминал Кубацкий. - Его супруга Вера Марецкая порекомендовала меня в фильм «Простые сердца», где и сама снималась. Там я сыграл свою первую кинороль – брата героини. Как мы снимали в те годы, и не объяснишь. Техника плохая еще была, ломалась каждую минуту. А вместо фонарей нас высвечивали зеркалами. Так, что глаза слепли. Но было интересно, весело. А вместе со мной снимался весельчак Миша Яншин. Как он нас разыгрывал, как шутил! Помню, пришли мы на «Мосфильм» деньги получать. Стоим в очереди в кассу, а впереди нас – чернокожий. Он такую огромную сумму получил! Яншин поворачивается ко мне, смотрит на свои полученные копейки и говорит: «Ну и кто из нас после этого негр?!» Вся очередь хохотала.
В Москве Кубацкий устроился в театр Драмы (позже – театр имени Маяковского), где проработал пятнадцать лет. Там он сразу занял лидирующие позиции, играл много и с успехом.
- Папа не очень любил содействовать мне в посещении театра, - рассказывал Юрий Кубацкий. – Хотя я рвался туда, особенно за кулисы. А он говорил: «Я тебе дам деньги, а ты сходи в кассу и купи себе билет». Неудобно ему было просить пропуск и проводить меня через служебный вход. Иногда на мои просьбы отвечал: «Представь, что я работаю на часовом заводе. И что, я должен тебе часы принести что ли?! Я не могу этого сделать. И в театр – тоже». Этим папа отличался от многих артистов.
Из театра имени Маяковского Кубацкий ушел тоже из-за принципа. В это время его особенно много начали приглашать в кино. Однако руководитель театра Николай Охлопков не хотел отпускать артиста на съемки и даже на эту тему вел переписку с чиновниками из Госкино. Однако Анатолий Львович ушел из театра сам. Прошел слух, что в коллективе будут сокращения и уволят в первую очередь совсем старых артистов. Кубацкий и написал заявление, желая тем самым, кого-то из стариков спасти.
Самые запоминающиеся и любимые народом роли артист сыграл в киносказках Роу.
- С Александром Артуровичем нас познакомил Георгий Милляр, - вспоминал о режиссере Анатолий Львович. - Мы с ним дружили еще задолго до его знаменитых сказочных ведьм. Кстати, несчастный человек был. Он всю жизнь прожил в одиночестве. Шарахался, бог знает, с кем. То с морячками какими-то одеколон пьет, то еще с какими-то проходимцами. Все от одиночества. Миляр мне и посоветовал попробоваться к Роу. Первый наш фильм был «Новые похождения кота в сапогах», где я сыграл короля Унылио. А потом уже пошло-поехало. Я считаю Роу настоящим ремесленником, отнюдь не художником. Он просто клеил свои картины, а нам, актерам, предоставлял полную свободу на площадке, даже не подсказывал. Мы что хотели, то и делали. Ну, какой же это режиссер?! У него всегда снимались одни и те же. Однажды я порекомендовал ему на роль Коршуна в «Королевстве кривых зеркал» одного знакомого актера. Так Роу высмеял меня при всех: мол, смотрите-ка, Кубацкий мне советует. Я, помню. Очень обиделся на него.
По словам Анатолия Львовича, почти в каждой киносказки ему делали сложнейший грим. Вспомните внешность Йагупопа из «Королевства кривых зеркал» или того же Водокрута.
- Для фильма «Марья-искусница» меня гримировали долго, часа два, - вспоминал он. - Грим на лице не должен был отличаться от цвета волос, поэтому долго втирали, растирали. Нос клеили, бороду приклеивали, во всю длину ее расчесывали, чтобы волосики все легли естественно. Я приходил раньше всех, а уходил позже.
- Мне показалось, что во время съемок Александр Роу никогда не делал каких-либо замечаний Кубацкому, - рассказывал мне артист Сергей Николаев, который снимался с Кубацким в фильме «Варвара-раса, длинна коса». - Он никогда не задерживался на съемках по своей воле: отыграл и уходил. Как бы дистанцировался от всех. Но всегда был доброжелателен ко всем, обязательно здоровался, общался без какого-либо пафоса и зазнайства.
Наряду со сказочными и смешными персонажами Кубацкий играл и серьезные роли. Например, в фильме «Щит и меч» сыграл группенфюрера Фрица. Казалось бы, артист был первым в нашем кинематографе, кто показал фашиста умным, хитрым, интеллигентным. Хотя сам Анатолий Львович не любил эту роль, признавался близким, что совсем не понимал слова, которые говорит Фриц, его действия.
На пенсию Кубацкий ушел в 65 лет. Написал заявление на киностудии имени Горького и уехал на свою дачу в Белых Столбах. После этого артист снялся всего в трех фильмах: «Дуэнья», «Взятка» и «Грех». Почему он это сделал?
- Я понял, что кино изменилось, что такое оно мне уже неинтересно, - признавался он.
войдите, используя
или форму авторизации