Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » Имя Пифагора знакомо без исключения всем, кто учился в школе. Большинство скажут, что он был ...
Имя Пифагора знакомо без исключения всем, кто учился в школе. Большинство скажут, что он был знаменитым древнегреческим математиком, а некоторые даже вспомнят теорему, названную его именем. Мало кто при этом знает, что Пифагор был ещё и философом, и лидером мистического культа. Он продвигал идею о том, что математика — это не просто наука, а священный ключ к пониманию всех тайн Вселенной. Некоторые постулаты братства были довольно разумными, а другие — откровенно странными. Так чем же занимались члены древнего культа, именуемого братством Пифагора?
В биографии Пифагора настолько тесно переплелись истина и откровенные мифы, что выяснить сегодня, спустя почти три тысячелетия, после его смерти, что из этого является правдой, практически невозможно. Историки считают, что Пифагор родился около 570 года до нашей эры. Родители его были богатыми и знатными. Говорят, что когда мать будущего учёного, Пифия, была беременна, они с мужем посетили дельфийского оракула. Им было предсказано, что их сын станет одним из величайших мудрецов на Земле.
В юности Пифагор учился у самых выдающихся учёных и философов своего времени. Много путешествовал. Некоторые источники говорят, что наукам он обучался в Финикии и Вавилоне. Другие утверждают, что основы математики он постигал в Египте.
Когда Пифагор осел в Самосе, то основал там школу. Там излагались не только математические науки, но и основы философии пифагореизма, которая вскоре станет основой культа. В учебном заведении учёный дискутировал со многими величайшими умами того времени. Именно тогда Пифагор и почувствовал вкус к лидерству. Ему было уже 60 лет, когда из-за тирании Поликрата пришлось покинуть Самос и переехать в Кротон. Там он и основал свою коммуну. Учёному удалось привлечь более 1000 последователей.
К сожалению, коммуна не просуществовала долго. Кротонцы напали и разгромили город Сибарис. Они пожелали установить демократический строй, а Пифагор был против. Он считал, что люди слишком малообразованны, чтобы руководить. После этого разъярённая толпа, не долго думая, напала на учёного и его последователей. Они подожгли дом одного из них. Сам Пифагор и большая часть пифагорейцев погибли в огне. Есть версия, что Пифагор спасся, благодаря тому, что его ученики закрыли его своими телами. Когда он увидел это, то совершил самоубийство, что кажется весьма странным. Другая гипотеза гласит, что Пифагору удалось бежать, но на его пути было бобовое поле, а пифагорейцы считали бобы священными. Потому учёный не стал бежать через поле. Его догнали и казнили.
Какова бы ни была правдивая версия гибели Пифагора, ясно одно: когда он выступал против власти толпы, то был абсолютно прав. За это и пострадал.
Смерть Пифагора, какой бы она не была, превратила его в мученика. Пифагорейцы поклонялись своему лидеру как идолу. Они начали распространять истории о его великих открытиях. Сегодня многие исследователи сомневаются в том, что все те достижения, о которых многие знают со школьной скамьи, действительно принадлежат Пифагору, а не его ученикам. Каких только мифов не породила слепая вера пифагорейцев в божественность своего учителя! Кто-то говорил, что он был пророком, который мог предсказывать будущее, другие, что он мог управлять силами природы, а третьи утверждали, что он даже спускался в подземное царство Аида и вернулся оттуда живым. Реинкарнация стала ядром учения пифагореизма. Последователи культа говорили, что их лидер помнил свои прошлые воплощения. Они изображали Пифагора не просто мудрецом, а божеством, которое владеет всеми тайными знаниями древних.
Кроме того, что пифагорейцы поклонялись Пифагору, они верили в то, что математика — это священная наука, а числа обладают магическими свойствами. Они также утверждали, что посчитать можно абсолютно всё и таким образом можно постичь все тайны Вселенной. Вполне разумная идея, если не считать того, что Пифагор утверждал, что существуют лишь натуральные числа, а отрицательные считались при этом кощунством. Говорят, что за использование иррациональных чисел пифагорейцы могли убить.
Каждое число по их мнению имело определённое божественное значение. Например, единица символизировала божественный интеллект и единство, а двойка представляла собой мысль и земную материю. Три — очень важное число. Число бога. Считалось, что оно представляет собой сумму реальности — начало, середина и конец в сумме дают три. Число три также означало идеального человека, который объединял в себе благоразумие, стремление и удачу. Самым важным из всех чисел было десять. Оно считалось совершенным. Пифагорейцы даже собирались группами исключительно по десять человек и поклонялись тетраде, треугольной форме, строки которой в сумме давали десять.
Важной идеей была гармония чисел. Пифагор утверждал, что она достигается посредством баланса противоположностей, которые представлены нечётными и чётными числами. В этом заключался, по мнению учёного, дуализм всего сущего: свет и тьма, верх и низ, право и лево, мужчина и женщина.
Пифагор, по утверждению его последователей, открыл, что всю музыку можно перевести в интервалы и октавы с помощью математики. Ученики постоянно экспериментировали с различными музыкальными орудиями в поисках наиболее гармоничных музыкальных интервалов. Сочетание эстетики и точных наук бесконечно завораживало последователей культа. Также пифагорейцы верили в то, что существует некая вселенская музыка. Все небесные тела производят гармонические звуки и движутся пропорционально друг другу. Пифагореец Филолай, например, был ранним предшественником Коперника, поскольку считал, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот.
Пифагорейцы верили в уникальную форму реинкарнации. Она не была основана ни на одной из существующих религий. По мнению учеников Пифагора, все поступки человека не оказывают никакого влияния на его последующее возрождение. Прекрасный человек может стать в следующей жизни жуком, а негодяй — царём. Пифагорейцы считали, что самое важное — это отвергнуть всё земное и принять образ жизни братства. Только это может очистить душу и в загробном мире позволит быть вместе с любимым учителем.
Последователи культа считали, что в здоровом теле — здоровый дух. Здоровое питание подразумевало отказ от всех видов мяса и рыбы. Пифагор считал, что любое существо, способное испытывать боль или страдание, не должно подвергаться им по чьей-либо прихоти. Более того, члены братства утверждали, что люди — это те же животные, только умные. Убийство животного безнравственно во всех случаях, кроме необходимой самообороны. Единственным, довольно чудным принципом пифагорейцев, было не есть бобы. Они считали, что в бобах живут души умерших, а ветры, которые они вызывают, забирают «дыхание жизни».
Вступление в братство Пифагора ничем не отличалось от вступления в любой современный культ. Всё имущество нового члена должно было быть продано, а деньги отданы лидеру, который распределял всё между членами организации поровну. Далее все вели аскетический образ жизни и были равны во всех своих правах. При этом, если человек не проходил обряд посвящения или решал покинуть культ, ему всё возвращали с процентами.
Посвящение было непростым процессом. Оно шло целых 5 лет. На это время новый член принимал обет молчания и не имел права ни с кем встречаться. После этого он становился полноправным учеником Пифагора. Члены братства заботились друг о друге, всем делились. Несмотря на патриархальное общество, пифагорейцы принимали к себе и женщин. Те учились наравне с мужчинами. Например, мать, жена и дочери Пифагора были видными членами братства. Другие женщины-пифагорейцы были одними из самых ранних известных женщин-философов.Братство жило по строгим правилам. Они должны были следовать абсолютно всем предписаниям их лидера, даже если они им казались странными. Многие из этих постулатов утеряны, но некоторые сохранились. Например, членам братства было запрещено поднимать еду с пола, носить одежду из шерсти, разжигать огонь ножом, переступать через ярмо и нужно было надевать всегда правую сандалию первой.
Были и вполне разумные правила. Каждое утро членам культа предписывалось с утра совершать долгую прогулку в полном одиночестве. Это время должно быо быть посвящено самоанализу. Потом был завтрак, состоящий из мёда и хлеба, потом они работали, а вечером ужинали в компании из десяти человек. После этого вели философские беседы.
Сразу же после смерти Пифагора, его последователи начали расходиться во мнениях. Начался раскол. Вскоре это были две отдельные группы: акусматиков (слушателей) и математиков (учеников). Первые были консерваторами, одержимыми религиозными и ритуальными аспектами своих верований. Они отрицали любые попытки подвергнуть хоть один из аспектов учения Пифагора сомнению. Они были просто застывшими во времени фанатиками.
Вторые, математики, были полной противоположностью. Они всё так же уважали философские учения своего учителя, но хотели продолжить его миссию. Именно они разработали новые теории о космосе, включая идею о том, что планеты вращаются вокруг центрального светила и что галактика является некой формой вселенской музыки. Они также были открыты для других мыслителей и начали следовать учениям Гиппаса, который тоже в своё время учился у Пифагора. Математики не враждовали с акусматиками, а те считали их отступниками.
Несмотря на этот раскол, обе группы просуществовали более столетия. Они занимались распространением учения Пифагора. Однако со временем культ канул в небытие. Акусматики, вероятно, были поглощены киниками, а математики в конечном итоге присоединились к платоновской школе философии.
На этом история не заканчивается. В 1 веке до нашей эры, после 200 лет забвения, возникла новая форма пифагорейской философии — неопифагорейцы. Эта новая школа мысли объединила пифагореизм с учениями других великих мыслителей, таких как Платон, Аристотель и философы-стоики. Их аскетические доктрины в дальнейшем оказали огромное влияние на ранних христианских теологов.
Так что, хоть братство Пифагора и исчезло со временем, но его учение обрело новую жизнь во всех философских постулатах, которые живы и сегодня. Многие великие учёные в разные времена человеческой истории вдохновлялись пифагореизмом, смешивая философию с наукой.
Не так давно археологи совершили захватывающее открытие, доказавшее великие достижения Вавилонской империи в области математики.
Культурология
войдите, используя
или форму авторизации