Фотострана » Интересные страницы » ПреЛЮДИи чувств » «Откройте окно, проветрите помещение. Мы начинаем наше занятие по ритмической гимнастике! ...
«Откройте окно, проветрите помещение. Мы начинаем наше занятие по ритмической гимнастике! Приготовьтесь к тренировке, она займёт 30 минут»...
Вторая половина 1980-х годов оказалась для нашей страны очень запоминающейся. Осторожно и неуверенно начало появляться всё то, чего так не хватало раньше. Одной из примет времени стали первые передачи «Ритмической гимнастики», которые транслировались по Центральному телевидению. Спортивные девушки в ярких купальниках и полосатых гетрах покорили непривычного к таким зрелищам зрителя и вызвали настоящий бум занятий аэробикой и ритмикой.
Первый выпуск ритмической гимнастики в СССР состоялся в 1984 году. Центральное телевидение всё-таки решилось! Споров было много, отдел цензуры долго не давал разрешения. И вот настал этот день: воскресенье, 10 часов утра, по центральному телевидению слышен задорный голос олимпийской чемпионки по фигурному катанию Наталии Линичук: «Здравствуйте, товарищи! Мы начинаем наше занятие...»
После выхода первого же выпуска «Ритмической гимнастики» советская телеаудитория разделилась на несколько лагерей. Более активная часть зрителей, вернее, зрительниц быстро навязала себе разноцветных гетров (наверное, решив, что это – самое главное для занятий) и принялась выполнять нехитрые упражнения под ритмичную музыку и команды ведущей с экрана, тогда как другая - консервативно настроенная часть - начала критиковать непривычную спортивную форму, затрагивая моральный аспект такого поведения. Была ещё, правда, и неактивная часть зрителей - мужская, которая к нововведению отнеслась довольно благосклонно и смотрела на спортивных девушек охотно. Однако афишировали этот интерес далеко не все.
«Если кто скрывает, то я вам сразу скажу: в нашем подъезде все мужики ритмику смотрели! - вспоминает бывший корреспондент журнала «Физкультура и спорт» Олег Васюков. - Опасное это дело было! У некоторых жены были килограммов по 100. А мы-то народ неизбалованный. Правда, после этого года с гимнастикой в купальниках, мне кажется, и рождаемость в СССР повысилась. У нас во дворе – однозначно!».
В некоторых местах, например, в воинских частях просмотр ритмической аэробики по телевизору был запрещён. «Командование некоторых воинских частей ради сохранения здорового микроклимата, ограждая вверенные им подразделения от, так сказать, душевных и моральных травм солдат, категорически запрещало личному составу срочной службы смотреть ритмическую гимнастику! Но смотрели. Чего уж там. И никакие наказания в виде пяти суток на гауптвахте никого не пугали», - пишет Александр Костенко в своей статье «Популярность ритмической гимнастики в СССР».
На самом деле ритмическая гимнастика вовсе не была новомодным и неприличным изобретением, как это показалось некоторым советским зрителям. Система музыкально-ритмического воспитания была создана ещё в начале XX века. Изобретателем её считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз. Как это ни странно, но первоначально эти занятия не имели ничего общего с физическим совершенством и вообще физкультурой. Жак-Далькроз, будучи профессором Женевской Консерватории и человеком, который абсолютно к любому занятию подходил очень творчески, придумал новый динамический способ обучения студентов сольфеджио. Столкнувшись с особо нерадивыми учениками, он заметил, что восприятие ритмической структуры произведения намного улучшается, если человек начинает под музыку двигаться. Сначала он заставлял студентов «дирижировать», а затем разработал ряд более активных упражнений для различных ритмических рисунков - шаги, бег и прыжки.
И это была настоящая революция в деле обучения музыки. Разумеется, не все профессора консерватории сразу поняли и оценили новый метод. Так, например, один из знакомых Жак-Далькроза высказал общее мнение одной емкой фразой: «Мой бедный друг, ты видно совсем сошёл с ума!»...
Но одной из черт создателя «Системы ритмической гимнастики» было невероятное упорство. Он был совершенно уверен в своей правоте и так активно продвигал свою методику, что постепенно нашёл сторонников. В 1905 году Жак-Далькроза уже читал отдельный курс по этому предмету в стенах Женевской консерватории, а ещё через шесть лет недалеко от Дрездена создал Институт музыки и ритма. Кстати, филиал этого Института открылся и в России в 1912 году при поддержке князя Сергея Михайловича Волконского.
Но это была именно ритмика. А аэробика появилась чуть позднее. Систему аэробных упражнений разработал в 1960-х годах американский физиолог Кеннет Купер, а продвинула танцевальный вариант этой гимнастики в массы знаменитая актриса Джейн Фонда. Без неё аэробика, наверное, никогда бы не получила такого мощного старта и всемирной известности. Интересно, что для стареющей звезды, решившей навсегда покинуть шоу-бизнес, гимнастика сначала была хобби и способом сохранить молодость, а затем превратилась в новый старт и свежий успешный виток карьеры. Сегодня, кстати, 84-летняя звезда продолжает активно сниматься в кино и заниматься общественной деятельностью.
Когда повальное увлечение западного мира аэробикой Джейн Фонды начало потихоньку просачиваться сквозь железный занавес, руководство советского телевидения решило, что пора, пожалуй, заменить подход к этому вопросу на более современный. Всё-таки спорт и физкультура в СССР всегда пользовались заслуженным уважением, а созданные ещё в 1930-х годах комплексы упражнений для трудящихся «поставьте ноги на ширину плеч…» уже явно устарели. Подошли к задаче как всегда по-советски ответственно. Разработкой новых упражнений занималась очень серьёзная организация - Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. А для съёмок на телевидении привлекли профессионалов. Вели же разные выпуски передачи фигуристы Наталия Линичук и Игорь Бобрин, известная балерина Лилия Сабитова, заслуженный мастер спорта по спортивной гимнастике Елена Букреева и актриса театра и кино Елена Скороходова.
Для того чтобы максимально откреститься от обвинений в «западничестве», передачу назвали именно «Ритмической гимнастикой», хотя комплекс упражнений, да и костюмы были больше похожи на аэробику. С 1984 по 1992 год по Центральному телевидению были показаны 14 комплексов. Кстати, тринадцатый снимался в США, и ведущей его стала сама Джейн Фонда. Этот выпуск транслировался вплоть до распада СССР.
Те самые движения спустя почти 30 лет бывшая гимнастка и ведущая одного из выпусков Наталья Ефремова выполняет с прежней лёгкостью. Свой комплекс упражнений помнит до сих пор и всё ещё хранит письма, которые мешками приходили в редакцию спортивных программ. «Письма приходили разные, но в основной массе из двух источников. Это была советская армия и зона. Из тюрьмы - обещали исправиться, звали замуж. Из армии - просто рассказывали о том, что за отличное поведение они были награждены просмотром телепрограммы», - рассказывает мастер спорта по художественной гимнастике, ведущая программы «Ритмическая гимнастика» Наталья Ефремова.
Чемпион Европы по фигурному катанию Игорь Бобрин стал первым мужчиной-ведущим советской аэробики. Он же первым вышел за пределы студии телецентра, в которой снимались предыдущие выпуски. И провёл гимнастику на природе - неподъёмные камеры перенесли прямо в парк. Съёмки затянулись на несколько дней и длились сутками.
«После съёмок я приходил и падал просто на кровать, потому что болело всё. И моя супруга уже занималась тогда по фондовской системе, но когда она попробовала исполнить нашу аэробику, она сдулась на половине программы», - вспоминает Игорь Бобрин.
К концу 1980-х уже вся страна подчиняется напористым командам изящных ведущих. После 1987 года в русскоязычном варианте журнала «Burda Moden» начали регулярно печататься комплексы упражнений. «Купальный сезон надо встретить в полной форме!», «Пора заняться фигурой!» — призывали создатели очередного номера.
Отныне упражнения печатают в газетах, аэробикой занимаются герои советских фильмов, выходит даже виниловая пластинка с ритмичной музыкой, чтобы можно было заниматься не только три раза в неделю, когда идёт передача, а в любое свободное время. Эта пластинка считалась в своё время лучшим подарком на 8-е марта. Позже выпуски ртмической гимнастики записывали на кассеты - их часто пересматривали, а потом ещё долго хранили дома: в некоторых семьях до сих пор можно найти всю коллекцию.
Можно смело сказать, что эти передачи перевернули сознание неискушённого советского зрителя. С точки зрения развития физкультуры среди населения и идеалов здорового образа жизни они действительно были очень эффективными. Интересно, что, судя по запросам интернет-поисковиков, эти передачи до сих пор вызывают интерес у аудитории. А некоторая, теперь уже консервативная, часть зрительниц до сих пор считает, что никакие новые шейпинги-фитнесы с хорошей советской ритмической гимнастикой и вовсе не сравнятся.
войдите, используя
или форму авторизации