Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ ПЕРВОЙ ДАМОЙ ПРИ ДВОРЕ… Из-за чего Ольга Орлова соперничала с Зинаидой Юсуповой. ...

ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ ПЕРВОЙ ДАМОЙ ПРИ ДВОРЕ… Из-за чего Ольга Орлова соперничала с Зинаидой Юсуповой.
____
Княгиня Ольга Константиновна Орлова, как и любая состоятельная, знатная и просто красивая женщина, хотела быть во всём первой. И она в общем-то и была - почти первой. Но всегда почему-то оказывалась второй. С одной стороны, она происходила из одного из самых знатнейших и богатейших родов России (не такого всем известного как, например, Юсуповы, но от того не менее знатного и богатого) и была женой не кого-нибудь, а одного из самых доверенных людей Николая II! Несколько лет Владимир Орлов, внук Алексея Орлова, ближайшего соратника Николая I, занимал пост начальника Военно-походной Его Императорского Величества канцелярии. И пока не рассорился с Распутиным, был видным членом императорского двора.
С другой стороны, Ольга Константиновна, как ни старалась, всё время оставалась в тени других знатных дам того времени. Про неё, вроде, и говорили, что она – самая элегантная женщина Петербурга и первейшая дама при дворе, но на костюмированном балу 1903 года, том самом, прославившемся из-за дорогих нарядов в русском стиле, главными звёздами стали Елизавета Фёдоровна, старшая сестра императрицы, и княгиня Зинаида Юсупова, которые в русском танце оказались главными солистками и затмили всех. В наше время и вовсе дошло до того, что Ольгу Орлову в наряде, который она надевала на том балу, часто путают с Зинаидой Юсуповой, хотя они совершенно не похожи.
И ладно бы только бал. «Самая стильная модница Петербруга» вместе с мужем и детьми жила поблизости от Юсуповского дворца: так уж получилось, что две «звезды эпохи» были соседками. Орловы арендовали особняк на Мойке – буквально через дом от дворца Юсуповых, и потому были частыми гостями друг у друга. Видя воочию великолепие Юсуповского дворца, Ольга Константиновна, как могла, старалась перещеголять в этом своих соседей. Но ничего не выходило. Все только и говорили о роскоши и утончённости дворца Юсуповых…
А после того, как в свете начали активно обсуждать великолепно написанный Валентином Серовым портрет княгини Зинаиды Юсуповой (на котором она была не менее великолепна), Ольга Константиновна отправилась к художнику и заказала ему свой собственный портрет. Вот только результат работы оказался не тем, который она ожидала…
Ольга Константиновна, в девичестве княжна Белосельская-Белозерская, родилась в 1872 году в семье крупного землевладельца и заводчика Российской империи. Её мать была одной из первых красавиц Петербурга, приёмы которой были в своё время очень знамениты, но это не помешало ей родить пятерых детей. Вместе с братьями и сёстрами Ольга росла в любви и достатке, получила прекрасное домашнее образование, а когда ей исполнилось 22 года, стала фрейлиной императрицы. Правда, пробыла она ею недолго, так как в этом же, 1894 году, вышла замуж.
Мужем молодой княжны стал 26-летний князь из рода Орловых, сын генерала и дипломата Николая Орлова, который по примеру отца тоже построил военную карьеру. Уже в 1901 году он был назначен помощником начальника, а в 1906-м - и сам возглавил Военно-походную канцелярию Николая II. Владимир Орлов был приближён к императору и входил в его свиту - долгое время он был одним из самых доверенных людей императорской семьи. Известно, что генерал Орлов так же добровольно выполнял функции личного шофера императорской фамилии и заведовал гаражом Его Величества.
Ольга Константиновна была легендарной петербургской модницей, как сейчас бы сказали, светской львицей. Она не отличалась, по словам современников, особым умом, красотой и душевностью. Но как писал, например, Александр Бенуа, «она была особой милой, любезной, добродушной, но не особенно «содержательной»... Она знала толк в нарядах, которые всегда (и несмотря на своё парижское происхождение) отличались какой-либо, иногда и очень смелой оригинальностью. В этом была причина, почему именно она пользовалась большим фавором среди художников…»
Действительно, портреты Ольги Константиновны писали многие мастера того времени, но самым знаменитым её портретом стала работа Валентина Серова, одного из самых модных портретистов начала ХХ века. К нему выстраивалась целая очередь из желающих написать свой портрет, но это была очередь из смельчаков, ведь всем было известно: Серов был беспощадным художником. Его портреты скорее напоминали шарж - они выделяли как достоинства, так и недостатки человека. И никакие заслуги, регалии или общепризнанные качества того, чей портрет он пишет, не имели для него абсолютно никакого значения. Как сказал Валерий Брюсов, «портреты Серова – всегда суд над современниками… Собрание этих портретов сохранит будущим поколениям всю безотрадную правду о людях нашего времени».
Ольга Орлова обратилась к Серову с просьбой написать её портрет в 1909 году, но тот поначалу отказался. А когда княгиня всё же сумела его уговорить, принялся за работу без особой охоты и писал портрет два года. Дело в том, что на это повлияло и отсутствие у Орловой какой бы то ни было пунктуальности: её сложно было «поймать», она вечно куда-то торопилась, возможно, именно поэтому художник изобразил её присевшей на минуту перед выходом на очередной бал… Как-то раз, приехав из Парижа, Серов привёз для княгини в подарок игрушку-мартышку. Таким образом, он попытался напомнить Ольге Константиновне о том, что пора бы продолжить ещё год назад начатый портрет. На что она ответила: «Очень благодарю Вас за чудесную мартышку – она меня так насмешила, и я, право, очень тронута, что Вы меня вспомнили и привезли на память милую игрушку. По приезде домой меня совсем затормошили, и прямо не было ни одной свободной минуты…» Но, видимо, княгиня так и не поняла скрытого подтекста подарка Серова.
Хотя его произведение было выполнено с утончённой живописной техникой, оно не было лишено иронии и даже насмешки. Ольга Константиновна была изображена на портрете в необычной, изломанной позе, в огромной, непропорционально большой шляпе, с обнажёнными плечами и в соболином палантине - всё это вместе с руками, сжимающими жемчужное ожерелье, и выставленной вперёд лакированной туфлей придали образу некое вычурное изящество.
Такой видел эту даму и художник Игорь Грабарь, который описывал её так: «Она не могла стоять, ходить, сидеть без особых ужимок, подчёркивавших, что она не просто какая-нибудь рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе!»
Увидев законченный портрет, княгиня Орлова была немного расстроена, хотя по-аристократически сдержала свои эмоции. Тогда как сам Серов остался доволен своим произведением, хотя случалось с ним это не очень часто. А вот отношение современников к портрету княгини было противоречивым. Одни восхищались высоким стилем картины, талантом и мастерством художника. Другие же отмечали бескомпромиссность его взгляда на заказчицу и даже подозревали Серова в сарказме. Как сказал один из критиков, «художник прямо насмехается над моделью»: «Серов запечатлел её в момент сборов на очередной бал, в образе дамы подчёркнута присущая ей легковесность мыслей и чувств, пустое высокомерие и напыщенность, за которыми нет ни глубины переживаний, ни интеллекта. Все её помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. При этом художник не может сдержать улыбки или даже насмешки: как же бессмысленно и ничтожно такое существование!..»
С этим критиком бы согласился и князь Сергей Щербатов, который, увидев портрет Орловой, встал в ступор: «Как можно было не использовать исключительно нарядный облик княгини Ольги Орловой, первой модницы Петербурга, тратившей на роскошные туалеты огромные средства и ими славившейся? Что бы сделали из неё Тициан, Веронезе… и что же у Серова? Чёрная шляпа, чёрное платье, но главное — поза: вместо того, чтобы подчеркнуть высокую стройную фигуру, Серов посадил княгиню Орлову на такое низкое сиденье, что колени на портрете были выпячены вперёд…» Да… Не таких отзывов о своём портрете ожидала услышать княгиня, когда заказывала его. Не восхищались им так, как восхищались несколькими годами ранее портретом Зинаиды Юсуповой… Тем не менее, картина с успехом выставлялась в персональном зале Серова на международной выставке в Риме в 1911 году и стала настолько изветной, что многие собрания жёстко соперничали между собой за право её приобрести. Сама княгиня Орлова в письмах называла произведение Серова шедевром и в 1914 году согласилась передать свой портрет в собрание Русского музея Александра III.
Это случилось незадолго до знаковых событий, которые повлияли на будущее всей семьи Орловых. В 1915 году они вынуждены были уехать из Петербурга навсегда. А случилось это потому, что князь Владимир Орлов выступил категорически против фаворита царской семьи, Григория Распутина, и в присутствии императрицы посмел назвать его нелицеприятным словом. Вот как писал об этом генерал Александр Мосолов, близкий друг Орлова, который лично видел всю эту ситуацию: «Бывший конногвардеец, чрезвычайно состоятельный, князь Владимир Орлов скоро стал одним из ближайших к их Величествам лиц.
Культурный, любивший острое словечко, князь имел большой и заслуженный вес. … Он стремился уберечь Россию от надвигавшейся катастрофы, которую предвидел и признаки которой сумел оценить. Без всякой заботы о личной карьере он был одинаково предан царю и идее монархизма в лучшем и наиболее возвышенном смысле.
Состоя в переписке с видными политическими деятелями, он был хорошо осведомлён об окружающей его действительности и один из всей свиты был политически зрелым человеком. К его несчастию, окружение государыни было ему явно несимпатично, он не скрывал своего отношения к распутинскому штату, и императрице об этом доносили. Когда же он перестал скрывать своей ненависти к Распутину в присутствии Её Величества, все поняли: дни службы Орлова при Императорском дворе сочтены…»
Так и произошло. Уже вскоре по решению императора князь Орлов был удалён от двора и назначен в распоряжение наместника на Кавказе, великого князя Николая Николаевича. В конце ноября 1915 года Орловы навсегда покинули Петербург, поселились на Кавказе, затем в Крыму, а затем в ходе Крымской эвакуации в 1919 году эмигрировали во Францию.
Как они жили в эмиграции, практически ничего не известно, но есть информация, что там супруги Орловы развелись. Их единственный сын, Николай, был женат на княжне императорской крови, правнучке Николая I, воспитывал двоих детей и стал журналистом и переводчиком ООН. Владимир Орлов женился ещё раз и ушёл из жизни в 58-летнем возрасте, не на много пережив свою первую супругу, Ольгу Константиновну, которая скончалась в Париже в 1923 году.
_________
© Ирина Лисовая
войдите, используя
или форму авторизации