Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » Почему друзья отвернулись от актрисы Софьи Пилявской. *** В молодости она была так красива, что на ...
Почему друзья отвернулись от актрисы Софьи Пилявской.
***
В молодости она была так красива, что на улице на неё оборачивались и мужчины, и женщины. А ещё Софья Пилявская была талантливой и целеустремлённой, она мечтала о сцене с детских лет и уверенно шла к своей цели, преодолевая на своём пути все преграды.
Она блистала на сцене МХАТа, снималась в кино, занималась преподавательской деятельностью и не жаловалась на судьбу, уготовившую слишком много испытаний для неё одной.
Её отец был пламенным революционером и соратником Ленина, но происходил он из дворян. Увлёкся идеями марксизма Станислав Пилявский ещё в годы учёбы в гимназии, несколько раз он попадал под арест, а потом его и вовсе навсегда выслали из родного Вильно в Красноярск. Именно там он познакомился со своей соотечественницей, которая оказалась в Сибири благодаря матери, настоящей польской дворянке, отказавшейся от своей семьи ради любви к простому парню. Молодые люди поженились, а в 1911 году в семье родилась дочь. Малышка была крещена в 11 месяцев по всем католическим законам и получила, как водится, тройное имя: Софья Аделаида Антуанетта, но называли её домашние Зосей. Девочка была шумной и непоседливой, но родители обожали её и старались баловать.
Зося с ранних лет проявляла характер. Ей было всего три года, когда она взяла в руки ножницы и срезала под корень почти все свои волосы, накрученные на папильотки. Малышке отчаянно не нравились ни локоны, ни сам процесс их получения. После революции отец Софьи занимал очень высокую должность, Пилявские даже жили в Кремле. Актриса впоследствии не раз вспоминала о том, как она врезалась головой в живот самому Ленину. Родители девочки впоследствии развелись, но сумели сохранить ради детей нормальные взаимоотношения.
Однако жить семье стало гораздо труднее, и в 1919 году Зосю отправили в интернат. Провела она там неделю, и это было настоящим мучением: старшие девочки отобрали у неё все вещи, даже кусочек мыла, заставляли Софью отдавать им половину своей и так скудной еды, да ещё дразнились и обзывались. Когда через неделю мама приехала проведать дочь, Зося сразу ничего ей не рассказывала, а потом выбралась потихоньку вслед за мамой за пределы интерната и предстала пред ясные очи родительницы уже только на станции. Там уж она дала волю слезам и рассказала матери о том, как на самом деле прожила эту долгую неделю. Мама даже не пыталась больше отправить дочь в ту злосчастную «Лесную школу», после которой девочка ещё долго кричала по ночам.
В четвёртом классе Софья Пилявская увлеклась театром. Она ставила ученические спектакли, сама в них играла и была полностью в это погружена. Даже учителя удивлялись, как ей удавалось вообще переходить из класса в класс. Она пересмотрела не по одному разу все постановки МХАТа и в будущем видела себя блистающей на этой прославленной сцене. После окончания школы она набралась смелости, пошла поступать в Школу-студию МХАТ в класс, который вела сама сестра Станиславского Зинаида Сергеевна Соколова. Она старательно готовилась к прослушиванию и во время экзамена чувственно и с выражением прочла монолог Фленушки из романов Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах». И всё бы ничего, но говорила она с ярким польским акцентом. Зинаида Сергеевна вынесла свой вердикт: она никогда не сможет выступать на русской сцене, потому что польский акцент попросту неисправим.
Но Зинаида Соколова не знала Софью Пилявскую! Девушка сначала наревелась, а потом запретила домашним говорить при ней на польском языке и сама стала отрабатывать московское произношение. По несколько часов в день она могла повторять одну и ту же фразу, добиваясь необходимой округлости и мягкости звуков. Спустя год она снова пришла к Зинаиде Сергеевне с тем же репертуаром. И была сполна вознаграждена за свои старания: её приняли в студию. Так польская княгиня сделала свой первый шаг на русскую сцену.
В студии Софья Пилявская познакомилась с главным мужчиной своей жизни — Николаем Дорохиным. Он влюбился в Зосю с первого взгляда и практически сразу стал называть её своей женой. Он трогательно ухаживал за ней, каждый вечер провожал домой и буквально сдувал с неё пылинки. И девушка ответила ему взаимностью. Вскоре влюблённые стали мужем и женой, мама Софьи приняла зятя, а вот отец так и не успел познакомиться с мужем дочери. Накануне запланированной встречи Станислава Пилявского арестовали. Из тюрьмы он уже не вышел.
На Софье сразу поставили клеймо: «дочь врага народа». Многие друзья и знакомые отвернулись от неё, и девушка со страхом ждала дня, когда её вызовут в театр, где она уже к тому времени служила, и сообщат об увольнении. Её брат уже лишился работы, дочь отца от второго брака исключили из комсомола, а она продолжала выходить на сцену МХАТа. И заслуга в этом была самого Константина Сергеевича Станиславского. Это он встал на защиту актрисы, сумел отстоять её и не выгнал из МХАТа, хотя на него пытались «оказать воздействие».
У Станиславского были авторитет и влияние, к его словам прислушивались, и Софья Пилявская осталась на работе. Правда, когда на спектакле присутствовали высокие чиновники, ей перед выходом на сцену приходилось раз за разом проживать унизительные обыски. Представитель силовых структур проверял, не прячет ли дочь врага народа в одежде оружие. Девушка мужественно терпела, стояла с гордо поднятой головой, и лишь лихорадочный блеск глаз выдавал всю ту бурю эмоций, которая бушевала у неё внутри.
Непросто пришлось и Николаю Дорохову. Ему настоятельно рекомендовали отречься от жены, а после и вовсе стали склонять к сотрудничеству с НКВД и требовать, чтобы он написал донос на Софью Пилявскую. Прояви он слабину, и актриса тут же отправилась бы вслед за отцом. Но Николай Дорохов держался стойко, он не представлял, как можно предать человека, которого любишь даже больше собственной жизни. Переживания того периода сказались на здоровье актёра, и в 33 года он пережил первый инфаркт.
Тогда Зося стала преданно ухаживать за ним, кормила с ложечки, вела долгие беседы, признавалась в любви и всеми силами старалась помочь ему поскорее восстановиться. И муж встал на ноги, вернулся к привычной работе. Они были очень счастливы, Софья Пилявская и Николай Дорохов практически не расставались, им никогда не было скучно вместе, напротив, даже несколько часов разлуки казались им вечностью. Они не могли дышать друг без друга и чувствовали себя спокойно, только находясь один от другого на расстоянии вытянутой руки.
После ареста отца Софьи у супругов осталось очень мало друзей, да и сами они сторонились людей. Вовсе не потому, что никому не доверяли, просто они не хотели, чтобы из-за общения с ними кто-то пострадал. Но среди тех немногих, с кем супруги сохранили дружеские отношения, была Ольга Книппер-Чехова, которую с полным правом можно было назвать почти родственницей Пилявской и Дорохова, настолько теплой и искренней была их дружба.
Традиционно 31 декабря супруги отправлялись к Ольге Леонардовне встречать Новый год, но 1954 для Николая Дорохова так и не наступил. Всего за 20 минут до боя курантов ему стало плохо, боль в сердце была просто невыносимой. Приехавшие в квартиру Ольги Книппер-Чеховой врачи констатировали смерть 48-летнего актёра. Софье Пилявской на тот момент было всего 42 года.
Она похоронила мужа, всеми силами старалась поддерживать его родителей, а её саму поддерживала мама. Актриса продолжала выходить на театральную сцену, снималась в кино, но внутри неё словно всё окаменело. Она была дружелюбна и приветлива, вот только глаза её всегда оставались печальными. Детей у неё не было, но всю теплоту сердца она отдавала студентам, которым преподавала актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ. Они забегали к ней на чашку чая, вели долгие беседы о профессии и о жизни, спрашивали совета, делились переживаниями.
Софья Пилявская могла бы выйти замуж, поклонников у неё всегда хватало, были и те, кто пытался ухаживать за актрисой. Но она смотрела на них с недоумением: разве может кто-то сравниться с её мужем? Сама она не допускала даже мысли о том, что с ней может оказаться другой мужчина. Она прожила 46 лет в одиночестве и никогда не думала о новых отношениях. В её сердце по-прежнему жила любовь к лучшему на свете мужчине, память о котором она никак не могла предать. И нарушить клятву верности, данную ему в тот день, когда она согласилась стать его женой.
войдите, используя
или форму авторизации