Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » В марте 2020 года на дне Чёрного моря был обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой ...




В марте 2020 года на дне Чёрного моря был обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией более 80 лет назад. На борту этого судна находились раненые бойцы, медицинский персонал и эвакуированные гражданские — по разным данным, от 5 до 7 тысяч человек, из которых выжили единицы. Это случилось 7 ноября 1941 года - пока в Москве проходил знаменитый парад на Красной площади, далеко на юге, у берегов Крыма немецкие самолёты бомбили огромный лайнер с тысячами пассажиров на борту. Потопленную «Армению» потом безуспешно искали несколько десятилетий, и только совсем недавно учёные смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении».
В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927 году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов, прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками». Был среди них и двухтрубный теплоход «Армения» — судно длиной чуть более 107 метров и шириной - в 15, способный развивать хорошую скорость и вместить большое количество пассажиров. Кроме этого, на теплоходе можно было перевозить дополнительно около тысячи тонн груза, так что судно, согласно запросам своего времени было универсальным грузопассажирским. Однако спущенная на воду в 1928 году «Армения» выполняла преимущественно пассажирские перевозки по маршруту Одесса — Батуми.
С началом Великой Отечественной войны правительство СССР приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и было сделано. На «Армении», оказавшейся в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, специалисты Одесского судоремонтного завода убрали всё лишнее и переделали помещения под «палаты», операционную и перевязочные...
С учётом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле 1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении» разместили так же зенитки и пулемёты (что впоследствии не дало приравнять судно к санитарному). На Нюрнбергском процессе фашисты в итоге не понесли ответственности за уничтожение «Армении»: согласно нормам международного права, санитарное судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых кораблей и самолётов.
На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек — 9 врачей, 29 медсестёр и 75 санитаров. Из-за переоснащения вместимость «Армении» упала вдвое — теперь теплоход был рассчитан лишь на 400 человек. Однако, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни «Армении» пришлось в авральном режиме перевозить не только раненых бойцов, но и гражданских, эвакуируемых из осаждённой Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти больше 15 тысяч человек.
К концу октября 1941 года в Крыму сложилась катастрофическая ситуация. Одиннадцатая армия Манштейна, сметая советские линии обороны, занимала один город за другим. Угроза падения Севастополя в течение нескольких дней была более чем реальной. В этих условиях 4 ноября 1941 года «Армения» вышла из порта Туапсе в направлении Севастополя - на её борту находилось пополнение для гарнизона главной базы флота. До Севастополя «Армения» дошла благополучно, и уже на следующий день, 5 ноября, капитан Владимир Плаушевский получил предписание принять на борт не только раненых, но и личный состав всех госпиталей и медучреждений Черноморского флота. С учётом того, что в этот момент бои за Севастополь только разворачивались, приказ выглядел несколько странно. Кто же будет спасать жизни раненых?
Историки, изучавшие этот вопрос, полагают, что командующий Черноморским флотом адмирал Филипп Октябрьский считал участь города предрешённой и решил начать эвакуацию. Но 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву Ставки, в которой говорилось: «Севастополя не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами». Однако до 7 ноября распоряжений из Москвы ещё не было, потому «Армения» принимала на борт эвакуируемых медиков и не только их. На борт поднялись актёры местного театра имени Луначарского, руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек» и многие другие. Никаких точных списков тех, кто поднялся на борт «Армении», не было. Позже капитан Плаушевский получил ещё один приказ: после погрузки в Севастополе зайти в Ялту, где принять на борт беженцев и местный партийный актив. Уже после отхода из Севастополя пришло и дополнительное распоряжение: зайти в Балаклаву и забрать специальный груз. Что это было, до сих пор не известно (возможно, архивные документы или ценности из музеев Крыма), но ящики на борт были доставлены в сопровождении сотрудников НКВД.
Из Севастополя «Армения» вышла в 17:00 6 ноября, а в Ялту прибыла в 2:00 ночи 7 ноября. Здесь корабль ждали толпы беженцев. Вот что об этом вспоминала Вера Чистова, которой в 1941 году было 9 лет: «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи... К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу, а мы с бабушкой отправились домой…». В тот момент оставшимся на пристани людям, не попавшим на борт «Армении», попавшие казались счастливчиками. На самом же деле всё обстояло в точности наоборот…
Сколько людей к тому времени оказалось на «Армении», не известно. По самым скромным оценкам, около 3000 человек. Верхней планкой является показатель в 10 000 человек. Скорее всего, истина где-то посередине, и на борту было от 5500 до 7000 человек.
И это при том, что даже в своей «пассажирской» версии теплоход был рассчитан всего на 950 человек. На самом деле «Армения» могла бы успешно эвакуировать и подобное количество людей, если бы отправилась из Ялты в тёмное время суток. Но погрузка была завершена около 7 часов утра. Выход в море днём фактически без прикрытия был равносилен самоубийству. Адмирал Октябрьский позднее писал, что капитан «Армении» получил строгий приказ оставаться в порту до вечера, но нарушил его.
Но у капитана Плаушевского, по сути, выбора не было. Порт Ялты, в отличие от Севастополя, не имел мощной системы ПВО, а значит, суда здесь становились прекрасной мишенью для авиации. Кроме того, немецкие моторизованные части были уже на подходе к городу и заняли его всего через несколько часов. Поэтому в 8 часов утра 7 ноября «Армения» вышла в море, а в качестве прикрытия её сопровождали два катера-сторожевика и два советских истребителя - в небе. «Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту с гор из пулемётов, - рассказывает ялтинский историк, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода «Армения» Алексей Спасенков. - Шофера, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время «Арменией» был получен приказ выходить из Ялты».
Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился неподалёку от посёлка Гурзуф в районе Медведь-горы. Однако обстоятельства той роковой атаки долгое время были противоречивы. Поначалу считалось, что «Армения» стала жертвой нападения нескольких десятков бомбардировщиков - об этом, к примеру, рассказывала одна из выживших пассажиров, жительница Ялты Анастасия Попова: «С большим трудом меня взяли на борт, поскольку «Армения» была и так переполнена ранеными и беженцами. Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».
Однако, сегодня более достоверной считается версия о том, что самолётов было два: немецкие торпедоносцы Не-111, которые не целенаправленно атаковали «Армению», а искали любое из транспортных советских судов на линии «Крым – Кавказ». Зайдя со стороны берега, один Не-111 сбросил две торпеды, первая из которых прошла мимо, а вторая попала в носовую часть теплохода. В итоге всего за четыре минуты «Армения» ушла под воду, а спастись удалось всего восьми пассажирам из тех, кто был на борту. Могилой для тысяч людей стало дно Чёрного моря…
Илья Вергасов, начальник штаба Четвёртого партизанского отряда, в своей книге «Крымские тетради» так вспоминал о том моменте, когда санитарный теплоход «Армения» подвергая бомбардировке: «И открылась даль моря. Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шёл на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след. Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нём 11 госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан… Сердца наши учащённо бьются, мы задираем головы и смотрим на открывшееся во всю ширь небо. Только бы не появились пикировщики! И вдруг крик: «Идут!!!» Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах — трехстах. Мы видели лица лётчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулемёты, но разве плетью обух перешибёшь? Фашисты пикировали, как на учении. Теплоход переломился пополам и буквально за считанные минуты исчез, оставив после себя чёрную яму, которая тут же сомкнулась под напором тысячетонных волн. Сторожевики сиротливо бороздят воду, но подбирать, видимо, некого…»
Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза оказалась не способна на это. Повреждения были настолько существенными, что теплоход ушёл под воду очень быстро. Ко всему прочему, в тот день на Чёрном море был шторм, а вода была холодной — поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту, в живых осталось всего восемь.
Архивная справка о гибели санитарного судна «Армения» свидетельствует: «Когда тонул теплоход, с него сбрасывали шлюпки. Удалось спасти несколько пассажиров, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана. … По правому борту плавает большая коробка».
Один из выживших в этой трагедии Анатолий Бородий (ему было тогда 11 лет) вспоминал следующее: «Днём 6 ноября в наш дом в Севастополе ворвался отец, закричал: «Скорей собирайтесь! Возможно, уходит последний корабль». На причале много народа. Всё оцеплено. Раненых несли, вели, а кто сам шёл. Было много людей в белых халатах. А потом что-то произошло, и все стоявшие вокруг хлынули к теплоходу. Была такая паника, давка, что люди падали. Отец буквально втолкнул нас с мамой на корабль, и больше мы папу не увидели. Говорили, что скоро будем на Кавказе, а некоторые вдруг стали говорить, что идём в Ялту. … Я уснул. Когда проснулся, было темно, мы опять стояли у причала. Спросил маму: «Мы уже в Ялте?». А она ответила, нет, опять у какого-то причала. Потом приплыли в Ялту. Там столпотворение ещё больше. Сначала грузили раненых, а потом опять началась давка. Какая-то женщина в белом халате протянула мне чайник и сказала: «Напои раненых, взрослый не пройдёт». Показала, где вода. Я буквально ходил по людям. … Когда же отошли от Ялты, прилетели самолёты и сбросили торпеду. Корабль стал тонуть. Моряки сбросили две или три лодки. Кто-то нас с мамой со всей силой толкнул в лодку. Потом я видел, как люди из воды карабкались в лодку, но самолёт стал расстреливать всех, он очень низко летел. Почему-то мне кажется, что самолётов было не два. Нашего теплохода уже не было видно, а вокруг плавали носилки, вещи и люди, почти все убитые. Потом подошли два катера, и нас туда пересадили. И убитых тоже поднимали…».
Ещё одна история выживших в катастрофе «Армении» — женщины с двумя маленькими детьми, младшему из которых было всего два месяца - она успела выпрыгнуть с детьми за борт теплохода, и им удалось выжить и спастись. Один из них, Борис Найда, в 2002 году в передаче «Жди меня» попытался найти старшего брата, которого кто-то спас, подобрав на шлюпку.
«Я родился в сентябре 1941 года, - рассказывал он. - Моему старшему брату Алику было 6 лет. Знаю, что сначала отец не мог отправить нас с мамой в эвакуацию, но в начале ноября ему удалось это сделать. Мы сели на последний транспорт, который отправлялся из Севастополя. Как рассказывала мама, возле Ялты налетели немецкие самолёты и сбросили на корабль бомбы. Судно было потоплено. Тысячи людей оказались в воде. Мама держала меня над водой, а Алик плыл сам. В результате он потерялся… К маме подплыл раненый комиссар. У него был спасательный круг. Он сказал маме: «Я не выживу. Бери круг и пистолет. Пойдут наши корабли, стреляй, услышат». Так мы и держались на воде. Через какое-то время на горизонте показались тральщики. Выживших людей вытаскивали из воды. Меня с мамой забрали в одну шлюпку, а Алика в другую. Когда причалили к берегу, Алика мама не нашла. Единственное, что смогли вспомнить очевидцы, это то, что мальчика увела какая-то женщина. Впрочем, был ли это Алик? Да и кто что мог сказать на обезумевшей от горя пристани? Люди не знали, куда бежать - в море топили корабли, в город шли немцы...
Мы с мамой вернулись в Севастополь. Отец потом защищал город и даже сумел остаться в живых. И он сам, и мама, и я - все мы искали пропавшего Алика десятки лет…»
В книге «Хроника Великой Отечественной войны на Чёрном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году, были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки. Однако долгое время специалисты не могли найти место, где была потоплена «Армения», — с 2000 года было исследовано более 300 кв. км дна Чёрного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна могли попросту затеряться между подводных скал.
К поискам «Армении» подключали и зарубежных специалистов: теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард, который обнаружил знаменитый «Титаник».
В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении» специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5 км. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и данные гидролокаторов. В марте 2020 года при участии специалистов центра подводных исследований РГО к теплоходу был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат. И потопленная «Армения» была обнаружена.
После того, как специалисты изучили поверхность судна, была опровергнута версия об атаке его торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. «”Армения” не имеет очевидных пробоин в борту, что исключает вероятность гибели судна от попадания торпеды, - говорят исследователи. - Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха». И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что «Армения» была атакована звеном из четырёх самолётов, которые сбросили бомбы в её среднюю часть. И ещё: подтвердилась и версия о быстром потоплении судна - на тот факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь.
Между тем, несмотря на обнаружение места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся нераскрытыми — новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует. Как говорит исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин, «это не просто исторический объект, а место упокоения как минимум семи тысяч человек, и копошиться в нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
войдите, используя
или форму авторизации