Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » Генриху Боровику исполнилось 94 года! Умный, интеллигентный журналист, который сиял на Советском ...

Генриху Боровику исполнилось 94 года! Умный, интеллигентный журналист, который сиял на Советском телевидении своими репортажами.
Перед нами эталон журналиста-международника. Талантливый лектор. Интеллигентный человек.
Генрих Авиэзерович Боровик (16 ноября 1929 года) — советский и российский журналист-международник, киносценарист, прозаик. Почётный ректор Московского института телевидения и радиовещания «Останкино».
У писателя, драматурга и публициста Генриха Боровика, начинавшего в 1950-х годах свою профессиональную карьеру специальным корреспондентом журнала «Огонек»,:сегодня день рождения ему 94!
Очередная командировка в «военно-полевых» условиях.
Дмитрий Якушкин
...* Мне нравится эта история, и при соответствующем контексте я иногда рассказываю ее на лекциях, в частности, когда речь заходит об авторском стиле в советской политической журналистике.
В 1966 году Генрих Боровик приехал работать в Нью-Йорк и обнаружил, что на казенной пишущей машинке, принадлежавшей корпункту Агентства печати «Новости», не функционирует клавиша с восклицательным знаком.
Он интерпретировал дефект как сигнал себе: писать он будет об Америке «без восклицательных знаков» в прямом и переносном смысле.
В середине 1960-х, да и не только тогда, отказаться от зубодробительного пафоса, не загонять гвоздь под самую шляпку,
не поддаваться общепринятому и незамысловатому черно-белому взгляду, в общем, не плыть по течению — для этого требовались талант и определенная независимость…
К моменту собкорства в Штатах за плечами у Генриха Боровика были Бирма, Индонезия, Вьетнам, Китай, Куба и выработанный им особый очерковый стиль, который и сделал журналисту имя.
Без этой внушительной «подводной части айсберга» Генрих Боровик не написал бы около десятка книг и несколько пьес, с большим успехом шедших в советские годы в театрах по всей стране, не снял бы документальные фильмы про революцию на Кубе и сериал про «неизвестную» войну на Востоке, адресованный американской аудитории, не создал бы серию публицистических передач на телевидении.
Как получились востребованными фотографии, которые никогда не расстававшийся с камерой Боровик первоначально делал для себя — в качестве «фотодневника» и вспомогательного материала для написания в дальнейшем корреспонденций.
Но однажды выяснилось: то, что снималось «между строк», оказалось уникальным фотоматериалом по композиции, свету, переданной атмосфере. Состоялась даже выставка фоторабот Генриха Боровика под названием «Увидеть время» в одном из главных художественных музеев страны — Пушкинском…
Генрих Боровик никогда не работал в благополучных европейских странах. Уже с первых дней в «Огоньке» его «визитной карточкой» стали горячие точки: сначала в Юго-Восточной Азии, где во второй половине 1950-х завершалась антиколониальная борьба, затем в странах Латинской Америки, где по законам того времени разворачивалась борьба за социальную и политическую справедливость.
Да и в Америке он оказался в наиболее интересный для нее исторический момент обострения гражданских конфликтов на фоне войны во Вьетнаме, борьбы за права цветных и серии громких политических убийств.
Название одной из самых известных книг Боровика — «Один год неспокойного солнца» (она посвящена событиям 1968 года, прогремевшего в истории многих стран, в том числе и нашей).
Но «неспокойствие» — это еще и ключ к пониманию самого автора: нежелание отсиживаться ни в тылу, ни в приемных, что роднило Боровика с другими неспокойными характерами по разные стороны океана. Он дружил с ветераном Второй мировой, писателем Норманом Мейлором, который никогда не стеснялся ни острых выражений, ни экстравагантных поступков.
Он показывал Америку и находил общий язык с неутомимым и ангажированным Евгением Евтушенко.
Его старшими товарищами были Роман Кармен и Константин Симонов, прошедшие Испанию и Великую Отечественную.
А оказавшись на Кубе, мог ли он пропустить возможность порыбачить с таким непростым персонажем, как Хемингуэй — кумир послевоенных поколений, который открылся советской аудитории благодаря оттепели?
Известно, как многие слова могут стираться от частого употребления, но мне важно подчеркнуть: Генрих Боровик верит в то, что он делает, и эта вера считывается, передается людям, которые эмоционально откликаются на его интонацию. Ее нельзя «сыграть».
В афганских очерках у Артема Боровика есть такая фраза: человек ответственен не только за то, в чем принимал участие, но и за то, чему был свидетелем. Мне кажется, эта фраза сына — об отце.
(Журнал "Огонёк" №44 от 11.11.2019, стр. 37)
Как-то в начале карьеры Артём Боровик пожаловался отцу: «Не повезло мне с тобой, батяня, что бы я ни делал, всё равно все вокруг говорят: «Ну конечно, сын самого Боровика, ему отец помогает!". На что Генрих Аверьянович пошутил, - Не беспокойся, очень скоро про меня станут говорить: «Смотрите, вон идёт отец самого Боровика».
В своей профессии Генрих Боровик всегда был одним из первых и всегда - самым молодым. Первая загранкомандировка в 23 года, первая горячая точка - в 25. Спустя 6 лет его первую пьесу поставил известный московский театр. В 32 года Генрих Боровик был назначен ответственным секретарем журнала «Огонёк». Столь стремительный карьерный рост в начале 60-х годов прошлого столетия казался чем-то немыслимым. Особенно - если человек добивался всего сам.
«Холодная» война накладывала отпечаток на работу любого советского журналиста, находящегося в Соединенных Штатах. Даже готовя очерки для Литературной газеты, избежать политических оценок было практически невозможно. Тем более, если статья была подписана членом КПСС. А других в США оказаться и не могло.
И, тем не менее, Генрих Боровик в ноябре 1966-го решается на поступок, который мог поставить крест на его дальнейшей карьере. Он договаривается об интервью с бывшим председателем Временного правительства Александром Керенским, который живёт в Нью-Йорке.
Интервью с Александром Керенским «Литературная газета» не опубликовала. Значительно позже Генрих Боровик найдет доклад цензора в ЦК Партии, где будет сказано: вредный очерк изъят из «Литературки», потому что журналист Боровик предоставил в нём слово злейшему врагу советской власти. К тому времени на Генриха Боровика уже приходили доносы, осуждающие его статьи. И к материалам журналиста, поступавшим из-за рубежа, стали относиться с особой строгостью. Но, тем не менее, благодаря своему таланту и харизме, в конце 70-х Генрих Боровик становится ведущим телевизионной программы «Международная панорама».
Увиденное в Чили, Индонезии и во Вьетнаме вспомнится Генриху Боровику в декабре 1979-го, когда советские войска пересекут границу Афганистана. Обойти вниманием начало советской военной кампании он не мог. Более того, в 80-ом сам полетел в Кабул. Резкие заявления журналиста с критикой решения о вводе советских войск тут же были услышаны в Кремле. Казалось бы, это был финал блестящей журналистской карьеры. Высказывания Боровика были доложены Константину Устиновичу Черненко. Но будущий Генсек на удивление спокойно отреагировал на услышанное и решил ничего не говорить Леониду Брежневу.
Афганская история на карьере Боровика всё-таки сказалась. От политической журналистики пришлось временно отойти. С 1982-го до начала перестройки Генрих Боровик работает главным редактором журнала «Театр». Через семь лет, уже в должности председателя Советского комитета защиты мира Генрих Боровик отправляется в Ватикан по приглашению Папы Римского. «Сложно ли быть Папой?» - спросил Боровик великого понтифика. «Сложно, сын мой» - ответил тот и шёпотом добавил: «Но с божьей помощью возможно». Работу в Советском, а затем и Всемирном комитете защиты мира Генрих Боровик успешно совмещает с телевизионной карьерой.
Не менее узнаваемым на телевидении к середине девяностых становится и сын Генриха Боровика Артём.
Вместе с Владиславом Листьевым, Александром Любимовым и Дмитрием Захаровым, он был ведущим программы «Взгляд». Их называли народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Михаил Горбачёв. С ними от пятницы к пятнице вся страна становилась смелее, училась говорить не кухонным шепотом, а вслух, что в СССР всё-таки есть секс, у капитализма тоже бывает человеческое лицо, рок-н-ролл жив, и Чернобыль не авария, а трагедия.
Позже Артём Боровик основал собственную телекомпанию и возглавил газету «Совершенно секретно». И продолжил ходить «на острие ножа», провоцируя громкие скандалы. Именно он так сочно и точно назвал тогдашнего премьер-министра Сергея Кириенко «киндер-сюрпризом». Благодаря сюжету в его программе был снят с должности министр юстиции Валентин Ковалёв. Он же рассекречивал политические и финансовые махинации таких олигархов, как Владимир Гусинский и Борис Березовский.
Горячие точки, компроматы, эксклюзивные интервью стали буднями Артёма Боровика. Основатель расследовательской журналистики в нашей стране, он практически чудом дожил до 39 лет. 7 марта 2000 года в программе Дмитрия Диброва кто-то из телезрителей задал Артёму вопрос, ставший роковым: «Если вы такой честный, то почему до сих пор живы?» Через два дня в Шереметьево Артём Боровик погиб в авиакатастрофе. Трагическая, нелепая случайность оборвала его жизнь 9 марта 2000 года…
На Новодевичьем кладбище Генриха Боровика знают почти все. Он всегда идет одной и той же тропинкой, по которой прошёл уже сотни раз. Отец здесь встречается с сыном, которого нет уже 20 лет. Сегодня для Генриха Боровика журналистика - это больше, чем профессия. Теперь он знает, что работает за двоих…
Здоровья Генриху Аверьяновичу и всего самого хорошего и светлого!









войдите, используя
или форму авторизации