Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) и его супруга Юлия Евстафьевна (1880-1942). Невероятная ...
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) и его супруга Юлия Евстафьевна (1880-1942).
Невероятная судьба выпала на долю художника Бориса Кустодиева. Он был безмерно счастлив в браке со своей единственной и обожаемой Юлией. Он даже не мог тогда предположить, что за несколькими годами их семейного счастья последуют десятилетия горя и безысходности... И что Юлия станет его ангелом-хранителем.
Беды пришли в дом молодой семьи в 1907 году, когда от менингита, не прожив и года, умер их младший сынишка. А сам Борис Михайлович стал жаловаться на боли в руке и жуткую мигрень. Через пару лет у Кустодиева появились первые признаки заболевания спинного мозга, поэтому боль в позвоночнике и руке усиливались с каждым днем. Диагноз был неутешителен: опухоль в спинномозговом канале. В тридцать с небольшим Кустодиев стал инвалидом.
К 1916 году у Бориса Михайловича развился необратимый паралич нижней части тела. Потребовалась сложнейшая операция, продлившаяся около пяти часов, во время которой к сидящей в коридоре жене вышел сам профессор и сообщил: «Подтверждена опухоль спинного мозга, но, чтобы добраться до неё, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги?».
Женщина, прекрасно понимая, что в лучшем случае её ждет судьба сиделки при паралитике, уверенно ответила: «Оставьте руки. Художник – без рук, он жить не сможет...». Целых полгода провел художник на больничной койке, между болью и отчаянием. Но рядом с ним всегда была она – его верная Юлия, благодаря которой он смог продолжать жить и творить. На категорический запрет врачей работать, Кустодиев настойчиво заявил: «Если не позволите мне писать, я умру»... Стиснув зубы и превозмогая невыносимую боль, он писал лежа.
Дома товарищи-художники соорудили для живописца специальный навесной мольберт, на котором подрамник с холстом мог передвигаться в разные стороны. А позже Юлия пересадила мужа в кресло-каталку и научила передвигаться на нем по комнате. Также она придумала приделать к креслу небольшой столик, куда можно было положить краски и другие принадлежности.
И что самое удивительное, именно в это время Кустодиев напишет те праздничные, жизнелюбивые картины, которые стали знаменитыми и вошли в сокровищницу мiровой живописи. Пестрая провинциальная жизнь, праздники, знаменитые кустодиевские купчихи и красавицы – это тот фантастический и ностальгический мiр художника, которым он жил в те тяжкие годы. И сложно представить себе, что художник создавал своё художественное наследие полуголодным в холодной квартире, практически безпомощным в кресле-каталке, превозмогая страшные боли.... Тем не менее, это было жуткой реальностью для самого мастера и его семьи.
Последние месяцы жизни, отмеренные 49-летнему живописцу, он не жил – он постепенно умирал: неподвижные ноги, разрываемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Жена была с ним рядом до последних минут... За более чем пятнадцать лет – ни одного упрёка или жалобы на усталость, ни одного нарекания на злую долю. Умер художник тёплым майским днем от скоротечного воспаления легких.
И напоследок судьба как бы посмеялась над художником – за десять дней до его кончины он получил извещение, что советское правительство разрешило выехать ему за границу на лечение и выделило на эту поездку деньги.
Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в дни блокады Ленинграда от голода...
войдите, используя
или форму авторизации