Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ » 4 марта 1583 года Иван Грозный приказал построить крепость на месте будущего Архангельска. ...
4 марта 1583 года Иван Грозный приказал построить крепость на месте будущего Архангельска.
Михаило-Архангельский монастырь на мысе Пур-Наволок впервые упоминается в летописи в 1419 году, когда он был опустошён шведами.
В 1553 году английский мореплаватель Ричард Ченслер приплыл по Белому морю к селу Нёнокса на Летнем берегу, а затем к Николо-Корельскому монастырю на острове Ягры (ныне территория Северодвинска). С этого времени бурно развивается торговля с англичанами и голландцами в устье Северной Двины. Вскоре после этого были сооружены многочисленные иностранные фактории, склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологды и Москвы, приезжавших сюда на сезон навигации. Образовавшееся поселение получило название Новохолмогоры. В связи с угрозой нападения Швеции 4 марта 1583 года Иваном Грозным был подписан указ, предписывавший построить на мысе Пур-Наволок крепость.
В 1584 году, который считается годом основания города, воеводы «одним годом… поставили город круг Архангельского монастыря»: острог с двойными рублеными стенами, башнями и воротами на север, запад и юг, окружённый рвом с тыном в нём и надолбами перед ним. Напротив крепости на двинском берегу выстроили корабельную пристань. 26 марта 1596 года новый город на Двине впервые был назван Архангельским городом (по находившемуся в нём монастырю), а с 1 августа 1613 года это название было утверждено в связи с официальным решением об административной самостоятельности города Архангельска от Холмогор.
С конца 80-х годов XVI века Архангельск стал центром русской внешней торговли, приносившим до 60 % доходов государственной казны. Рост торговли сопровождался развитием города. Плотная деревянная застройка была причиной множества пожаров, в одном из которых, в 1637 году, сгорел давший название городу Михайло-Архангельский монастырь.
Из ранее упоминавшегося описания путешествий Императора: «В 1637 году случился пожар, монастырь перенесён выше по реке, в Нячеры, и очистили таким образом место для быстро возникавшаго города; говорят, будто план гостинаго двора был сделан самим Царем Алексеем Михайловичем». «В 1693 году в городке было уже 29 торговых домов иностранного купечества и приходило до 40 кораблей. Когда Петр I посетил его впервые, 9 июля 1693 года, у одной из городских пристаней стояла яхта „Св. Петр“, построенная для поездки Царя в Соловки, вероятно братьями Бажениными, имевшими свою Верфь в Вавчуге», «три раза посетил Петр I Архангельск; в 1693, 1694, и 1702 годах», в 1694 году прибыло 50 кораблей, в 1700-м – 64, 1702-м – 149, 1708-м – 208, 1716-м – 233. В 1711 году ценность привоза и вывоза дошла до полутора миллионов рублей.
Активная деятельность международного торгового порта способствовала во второй половине XVII века изменению традиционной структуры того древнерусского города, каким Архангельск был в течение первого столетия своего существования. Его центром стал порт. Прежний центр – деревянный острог потерял часть своих административных функций, так как приказная изба была переведена из него в «каменный город».
Первооснова города – восстановленный Михайло-Архангельский монастырь ещё ранее был перемещён на его южную периферию. К концу XVII века и в последующем столетии город рос вдоль Двины.
Интерес Петра Великого к единственному в то время русскому морскому порту возник одновременно с замыслом о строительстве флота. Он впервые прибыл в Архангельск 28 июля 1693 года. Для царя и его свиты на Мосеевом острове на Двине была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми».
Свыше двух месяцев царь провёл в Архангельске, знакомился с корабельным делом и коммерческими операциями торговых людей, отдал распоряжение о строительстве на острове Соломбала первой в России государственной судостроительной верфи.
С началом Северной войны Белое море стало для России единственным безопасным торговым путём в Западную Европу. В связи с этим выросла и производственная активность Соломбальской верфи. С конца XVII века верфь стала именоваться Архангельским адмиралтейством.
В 1708 году в числе 8 губерний Российской империи была образована Архангелогородская губерния, и Архангельск стал губернским городом. Первым губернатором был назначен двинской воевода П. А. Голицын.
Начиная с 1713 года царь Пётр I своими указами начал стеснять торговлю через Архангельск, фактически жертвуя его интересами в пользу нового балтийского порта – Санкт-Петербурга. В Архангельск он разрешил ввозить только такое количество товаров, которое было необходимо «для прокорма населения». В 118 году Пётр I издал указ, запрещавший экспорт хлеба и импорт большей части заграничных товаров через Архангельск.
В правление Екатерины II снимаются ограничения на внешнюю торговлю через Архангельск, но город уже не смог вернуть себе статус главного порта России.
В период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807–1813 годах Архангельск испытал новый экономический подъём, так как являлся единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Город продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров.
В мае 1869 года указом императора Александра II архангельским губернатором был назначен Качалов Николай Александрович. Царь дал ему поручение обратить особенное внимание на экономическое положение Архангельского края и представить свои соображения о местных нуждах. В Архангельск Н. А. Качалов прибыл осенью 1869 года и всю зиму посвятил объездам и изучению губернии. В феврале 1870 года он был в Петербурге и лично представил царю доклад, удостоившийся полного одобрения.
В конце XIX – начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город также служил важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути.
В 1915 году при управлении Архангельского торгового порта открыто ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск.
От причалов порта отправилось свыше двухсот полярных исследовательских экспедиций, в том числе В. Я. Чичагова, Ф. П. Литке, В. А. Русанова, П. К. Пахтусова, Г. Я. Седова.
С основанием в 1916 году на берегу незамерзающего Кольского залива порта Мурманск, куда со временем были перенесены рыбообрабатывающие и судоремонтные предприятия, Архангельск потерял своё уникальное значение главного северного порта.
Во время Гражданской войны в России город стал опорой формирования Северной белой армии под командованием генерала Миллера, и был оккупирован английскими, американскими и французскими войсками. В это же время Архангельск стал столицей Северной области. Освобождён в 1920 году частями Красной армии.
Постановлением Президиума ВЦИК «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» от 14 января 1929 года с 1 октября 1929 года образован Северный край с центром в городе Архангельске.
В военные годы город Архангельск совместно с Мурманском и Молотовском являлся одним из главных портов, принимавшим грузы стран – союзниц по ленд-лизу.
Самые большие изменения произошли в Архангельске после визита летом 1962 года Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва. Решение о застройке Мурманска и Архангельска стало основой строительства первых каменных зданий типовой серии. Началась эра крупнопанельного домостроения, способного решить главную проблему того времени – переселение из ветхого жилфонда.
Со всеми изменениями исчезала самобытность Архангельска. Илья Бражнин писал: «В моей душе живут два Архангельска, и на равных правах. Мне дорог и мил новый Архангельск – одетый в камень, с аэродромом, с огромными мостами, вузами, крупнейшими предприятиями. Но мне дорог и мил старый Архангельск – с парусниками на рейде, с вольнолюбивой матросской Соломбалой, с разудалой Кузнечихой, с поросшими клюквой Мхами…»
войдите, используя
или форму авторизации