Фотострана » Интересные страницы » Культура и искусство » Дыши глубоко » Белтейн, или майская ночь
Белтейн, или майская ночь
Каждый год, в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают древний кельтский праздник Белтейн. Что же же он значит и откуда он взялся?
Белтейн: что это?
Белтайн (Бельтейн, Бельтан, Beltine, Bilfire, Belfire, La Luain Bealtaine (ирл.), La buidhe Bealltuin (шотл.); Shenn Laa Boaldyn (мэнкск.), Calan Haf (валл.), Майский день, Ночь Костров, Канун Лета) – праздник порога, знаменующий не только смену времен года (весны на лето), но и смену темной половины года, начавшейся на Самайн, его светлой половиной. Но ключевая цель празднования, все-таки, была — умилостивить богов, чтобы они подарили хороший урожай и плодовитость.
Ко всему прочему, в некоторых кельтских племенах отсчитывать год начинали именно с Белтайна. Как бы там ни было, это магическое время любви, радости и счастья. В это верят до сих пор.
Что касается названия праздника, то ученые не пришли к единому мнению по этому поводу, версий, как бывает в таких случаях, много.
1. Белтейн чаще всего переводят, как «огонь Бела» («огонь» - по-валлийски tan, по-шотландски tuin, по-гэльски tine, по-бретонски tan).
- А кто же такой Бел? Его обычно отождествляют с Беленосом, кельтским богом, чье имя переводится как «сверкать» или «блестеть». Но тут есть нюанс, Беленос – божество только галльских кельтов, а Белтейн — общий праздник для всех кельтских племен.
- Есть еще одно божество - Биле (Бели), муж богини Дану. Но и с ним есть некоторые нестыковки, по легендам, Бельтайн уже во всю праздновали, когда племена богини Дану пришли в Ирландию.
- По еще одной версии Бель - дед Мила, основателя рода Сынов Мил Эспейна – но тогда получается, что Бель совсем не кельтское божество (да и божество ли?). В этом случае, все совсем становится странным, почему тогда ему кельты посвятили один из самых крупных своих праздников?
- Однако, по мнению некоторых исследователей Бел – это финикийский Баал.
- Но если учитывать всю древность этого кельтского праздника, то самая вероятней всего он связан с именем Балора, чье имя происходит от индоевропейского корня bhel – «вспыхивать», «сверкать», «поражать молнией» или от whel – , что значит «имеющий отношение к иному миру».
2. Вторая версия происхождения названия праздника Бельтейн от гэльского слова beltu, то есть «смерть». А если собрать все воедино, то мы получим «огни смерти». И в данном случае, тут ничего страшного или удивительного, особенно если учесть то, что этот праздник противоположность Самайна, который точно так же делит год на две половины: темную и светлую.
Огни Самайна и Бельтайна, огни темной и светлой половин года, отделяют зиму от лета, очищают и защищают живущих, горят для наступающей части года… и в эти поворотные дни умирают старые огни и загораются новые.
Традиции Белтейна
Традиции этого праздника разные, причем не только от местности к местности, от племени к племени, но и от рода деятельности народов. Так, у народов, которые в основном жили скотоводством, обряды сильно отличаются от тех, кто жил за счет земледелия.
Однако, общие черты характеризующие Белтейн есть и они одинаковы у всех племен:
1.Во-первых, это затушивание зимних огней и разжигание новых, летних;
2.Во-вторых, жертвоприношения (как бескровные, так и кровавые);
3.В-третьих, встреча рассвета нового дня. Это часть культа солнца.
Давайте рассмотрим эти три общих черты подробнее.
Костры Белтейна
Традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам. Причем, как говорят некоторые письменные источники, подобные костры поддерживались очень долго, иногда даже целый год.
Также существуют поверья о «первом огне» Белтейна:
Тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год.
Ну, это у ирландцев. А вообще, как уже говорилось выше, костры Бельтейна в майскую ночь загорались повсеместно на кельтских территориях. И это были ритуальные костры, они складывались из разных деревьев: собирали и связывали в вязанки 9 разных пород древесины. В одной вязанке могло быть по три разных породы дерева и каждое дерево несло в себе определенные символы:
- береза (символизирующая богиню);
- дуб (бог);
- ель (рождение);
- ива (смерть);
- рябина (волшебство);
- яблоня (любовь);
- виноградная лоза (радость);
- орешник (мудрость);
- боярышник (чистота, май).
Самый главный костер складывали на какой-либо возвышенности, холме, и он не был единственным: у подножия холма складывали еще несколько костров. Вокруг костра часто выкапывали ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии.
Ритуальные костры Белтайна зажигали так называемым «чистым способом». Очень часто встречаются упоминая о том, что огонь зажигали от солнечных лучей. Но есть небольшое «но», майские костры зажигались после заката, так что эта версия не самая правдоподобная.
Есть и вторая версия, по который огонь для костров Белтайна добывали при помощи трения. А все остальные способы считались «нечистыми».
Жертвоприношения
Жертвоприношения — неотъемлемая часть многих древних праздников, а их цели в общем и целом, схожи. Если говорить о Белтайне, то цели его жертвоприношений были следующими:
- увеличение плодородия;
- защита от злых сил;
- поддержание мироустройства.
Что касается огненных жертв в весенний день, то они были двух типов — кровавые и бескровные.
Кровавые жертвоприношения
Многих наверняка интересует, чья кровь проливалась в эту праздничную ночь? Неужели людей? Есть мнения, что и их тоже, в раннюю эпоху. В «Записках о галльской войне» говорится, что некоторых преступников сжигали живьем внутри плетеного из веток чучела. Но не говорится, что это делалось именно в праздник Белтайн. А вот Тацит утверждает, что плетеное чучело, наполненное людьми сжигали именно в эту майскую ночь.
Но даже если такое и практиковалось, то не повсеместно, а вот обычай приносить в жертву животных, практиковался весьма широко.
Отдавали новорожденных всех животных во владения Белю.
До наших дней дошли свидетельства о весеннем сжигании овцы живьем. По другим источникам, жертв, все-таки, сначала обезглавливали (обычай Tamnadh, от tamnaid, «обезглавливать»). Впрочем, могло быть и так и так.
Бескровные жертвы
Согласно древнему ритуалу, на Белтайн необходимо было выпечь, так называемый, первомайский пирог. От и до — эта еда ритуальная:
- тесто для него замешивали без использования посуды;
- пекли на огне, положив тесто на камень;
- готовый хлеб нельзя было класть в посуду или на стол, он обязательно должен был оставаться на руках.
Все дело в том, что во время выпечки, эта еда впитывала в себя священную силу огня, а любой искусственный предмет, такой как посуда, мог оттянуть эту силу. Но и это еще не все, часть этого пирога использовалась в жеребьевке (один из его кусочков был с золой).
Эта гуманная и интересная традиция позднего периода, когда уже ни о каких кровавых человеческих жертвоприношениях и речи быть не могло. То есть, людская кровь не лилась, но «жертва» все же была, и определял ее жребий среди неженатых. Тот кому он выпадал, становился «избранным» (в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой) прыгал через костер семь раз (некоторые источники говорят, что прыгнуть надо было трижды, или не прыгнуть, а перекатиться) и, как бы, умирал в глазах всей общины. С «жертвой» никто не разговаривал целый год.
Но обычно, когда мы говорим о бескровных жертвоприношениях, то подразумеваем, что-то более или менее съедобное. Например хлеб или лепешки, но это еще не все. Так же в жертву приносили ритуальное зерно, зимние обереги и так далее.
Культ солнца
Вообще, ни разу не новость, что древние обожествляли солнце и жили в единении с природой. И вот, как раз, встреча рассвета в Белтайн — это часть солнечного культа кельтов. До наших дней дошло огромное количество топонимов, связанных с этой традицией: «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца» и так далее.
Этот обычай сохранился и по сей день, но, конечно, немного видоизменился. Раньше люди приветствовали бога солнца плясками, пением гимнов, кострами и жертвоприношениями. Даже венок с подвешенными к нему шарами (символами Солнца и Луны), который принято надевать на голову — тоже своеобразная форма приветствия.
Всеобщим обычаем, сохранившимся до наших дней, является отголосок обряда встречи восхода солнца. В древности люди встречали Солнечного Бога кострами, плясками, пением гимнов и жертвоприношениями. Разнообразные рожки и трубы сопровождали восход солнца. Солнечную символику мы видим в ирландском обычае надевать на головы венки с подвешенными к ним двумя шарами, символизирующими солнце и луну.
Прочие традиции
1. Майская любовь
Белтайн и последующие дни и ночи были временем любовных игр и внебрачных связей. По обычаю в канун этого праздника большие группы молодежи обоего пола уходили вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с ворохом цветов и веток березы и других деревьев.
А вот свадьбы в это время играть не надо! Говорят, что браки, заключенные в мае, длятся всего одно лето, что согласуется с ирландскими законами, в которых Белтайн именуется обычным временем разводов. В связи с таким пониманием Белтайна существовало поверье, что не к добру играть свадьбу в мае и надевать на свадьбу зеленое.
Считалось, что пары, соединившиеся в шалаше любви под звездным майским небом, недолго пробудут вместе, поскольку соединение это было случайным, впереди много дел на полях, не до новых свиданий будет. Поэтому и считалось, что свадьбы надо праздновать или в июне (если после майских гуляний понятно, что приплод будет), или уже по осени, когда пара сознательно решила остаться вместе.
Так что о любви просить правильно, но в быстрые отношения кидаться в мае не стоит.
В любовных стихах, исполнявшихся, в частности, на Белтайн, нередко встречается упоминание о березе как символе любви. Так называемые «шалаши любви» принято было устраивать под березой или в березовой роще, венки из березовых ветвей дарили в знак любви, а майские шесты иногда тоже делали из ствола березы.
В вечер Белтейна парни вешали сучья и ветви на окна и двери девушек, которые им нравились. На рассвете пары отправлялись в лес с гирляндами и ветвями деревьев. Молодые парни и девушки занимались любовью в лесах и полях в канун мая, чтобы земля обрела плодородие; они собирали цветы боярышника магического куста, чтобы украсить дома и положить их в майские корзины, оставляемые как подарки на крыльце.
2. Майский Король и Королева
На Белтейн выбирали Майскую Королеву. Это должна быть самая прекрасная девственница. Ее наряжали в зеленые одежды (другим зеленый цвет в этот день надевать было нельзя, позволяется только завязывать или вплетать в волосы зеленые ленточки) и пели ей хвалебные песни. На праздновании Бельтайна Зеленая Королева – олицетворение Богини в ее самой прекрасной ипостаси созревшей для любви юности. А среди юношей выбирали самого храброго победителя ритуальных состязаний, которыми могли быть кулачные бои, бег, охота, скачки – Майского Короля. Он олицетворял Молодого Бога, надевал зеленые доспехи и вел свое веселое воинство на войну против холодов и скуки. Майский Король символизирует мужскую силу и плодородие сил природы. Ритуальный брак в Белтайн включал в себя брак двух центральных персонажей: Майская Королева и Майский Король.
Иногда, впрочем, избирается только Королева, она представляет собой природу, землю, дух растительности. В некоторых городах Богемии одетое во все белое девушки водят от дома к дому девушку, увенчанную цветочными коронами. Во время помпезного шествия, девушкам запрещено стоять на месте, поэтому путь свой они проделывают с танцами и песнями. В каждом доме королева провозглашает приход весны, желает его обитателям счастье и благополучия, за что получает подарки. В Венгрии на роль Майской Королевы выбирают самую красивую девушку. Ей возлагают на голову венок и с пением ведут по улицам. У каждого дома процессия останавливается для того, чтобы пропеть гимны и древние баллады, принять цветы и подарки. В некоторых провинциях Франции из девушек выбирают одну, одевают в белое, украшают гирляндами и цветами.
3. Майское дерево
В обычаях Бельтайна и установка Майского шеста или Майского древа – древнейший фаллический символ. Его украшают длинными цветными лентами. по мере того, как люди танцуют вокруг шеста, венок постепенно опускается все ниже по шесту. Майский шест очень красноречиво изображает первую брачную ночь Бога и Богини. Все песни на Бельтайн имеют фривольный веселый характер. Считается, что чем они более откровенные, тем больше люди помогают песнями Богу и Богине. Ночь Бельтайна – это ночь любви, сексуальности и плодородия. Молодые девушки и юноши проводили в эту ночь ритуалы на привлечение любви. Огонь в эту ночь исцеляет, дарит новые силы, благословляет новые начинания.
Майский шест (ель, у которой срублены все ветви) один из главных атрибутов празднования Белтейна. Длинный шест украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки — против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магичекий эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.
Майское дерево являлось центральным фаллическим символом, высотой около 40 футов (12 м), символизирующим растущую силу Солнца, или урожая, бога и созревающего зерна. Юноши прыгали через костры, считалось, что чем выше прыжок, тем выше будут зерновые, и так как по причинам безопасности прыжки выполнялись без одежды, праздник был радостным и необузданно сексуальным.
4. Прочие традиции Белтейна
- Белтайн — магическое время, в которое значительно увеличивается целебная сила боярышника, клевера, ландыша. Практически все растения в этот праздник несут в себе силу плодородия.
- Боярышник было не принято рвать, ни в коем случая, иначе быть беде (или потере любви). Однако, не во всех регионах, кое-где, именно им украшали жилище.
- Пороги и подоконники посыпали лепестками и листьями примулы. Также их вешали над дверью, под крышей, раскладывали на дорожке, ведущей к дому и вокруг колодцев. Это делалось для защиты от темных сил.
- Роса, выпавшая в ночь на 1 мая, считается благотворной, по ней ходили босиком и использовали для умывания. Девушки считали, что такое умывание дарует красоту и здоровье. По первомайской росе прогоняли скот, чтобы защитить его от болезней.
- Люди дарят друг другу цветы, как символ плодородия, и стараются принести в дом ветвь с распускающимися листочками.
- Белтайн — это еще и пастушеский праздник, в эти праздничные дни пастухи выгоняли скот на пастбища и проводили защитные ритуалы. Для одного из них пекли для себя специальные овсяные лепешки, круглой или треугольной формы. Кусочки таких лепешек пастух обязательно бросал через плечо в качестве жертвы диким животным, приговаривая:
«Брат волк, вот тебе мой хлеб – не тронь моих овец, брат лис, вот тебе мой хлеб, не тронь моих козлят… брат ворон…»
Так же, при помощи таких лепешек гадали, их запускали с горки и смотрели, что получится.
Источники:
войдите, используя
или форму авторизации