Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » Всё будет хорошо! » :) Вся правда о «том самом» глобусе Гитлера, который мы не ищем
:) Вся правда о «том самом» глобусе Гитлера, который мы не ищем
В коллекциях музеев и у частных владельцев по обе стороны Атлантики хранятся десятки глобусов, выдаваемых за личный «глобус фюрера». Но за этим охотничьим трофеем скрывается ирония истории: знаменитый глобус Адольфа Гитлера — это не уникальная реликвия, а массовый пропагандистский продукт, и его культ был высмеян еще до падения Рейха.
Популярная культура создала образ: в кабинете фюрера стоял один-единственный гигантский глобус, на который он взирал с властным видом, строя планы мирового господства. Этот артефакт, якобы похищенный или утерянный в конце войны, стал бы величайшей находкой для коллекционера.
Реальность куда прозаичнее. Так называемый «глобус фюрера» был серийной моделью «Глобус Колумба для государственных и промышленных руководителей» (Columbus-Erdkugel fr Staats- und Wirtschaftsfhrer). Это был предмет роскоши, обязательный атрибут кабинета высокопоставленного нацистского чина или военного. Такие же глобусы стояли в министерствах, штабах и во всех резиденциях самого Гитлера — от Берлинской канцелярии до Бергхофа в Баварских Альпах. Так что, когда говорят о «том самом» глобусе, забывают, что их было много.
Глобусы производились в Берлине в середине 1930-х годов ограниченными тиражами. Они были колоссальных размеров — диаметром около метра, их часто сравнивали с автомобилем «Volkswagen». И стоили они значительно дороже, чем машина.
Но главное — они были инструментом политической пропаганды. Историки выделяют два основных тиража. Второе издание оперативно исключило с карты Абиссинию (Эфиопию), включив её в состав новой колонии — Итальянской Восточной Африки. Этот картографический маневр был знаком поддержки режима Муссолини и одобрения его захватнической политики. Глобус фиксировал не статичный мир, а меняющуюся в реальном времени карту агрессии стран «Оси».
Так почему же возник миф? К этому невольно приложил руку объявленный личным врагом фюрера актёр Чарли Чаплин. Именно он снял культовую финальную сцену фильма «Великий диктатор» (1940), где его герой, еврейский парикмахер, принятый за фюрера Аденоида Хинкеля, танцует с надувным земным шаром под музыку Вагнера, — это прямая пародия на глобус «Колумб».
Чаплин, создавая сатиру, до мелочей изучил хроники и фотографии из Рейхсканцелярии. Гигантский шар, с которым так легко и трагикомично играет лже-фюрер, — это метафора. Он символизирует не только манию величия диктаторов, но и хрупкость их планов. Чаплин превратил массивный, дорогой символ власти в невесомый воздушный шар, который вот-вот лопнет. Ирония заключается в том, что фильм с этой сценой вышел в 1940 году, когда настоящие глобусы «Колумб» всё еще стояли в кабинетах нацистской верхушки, а сам Гитлер, по свидетельствам, был в ярости от этой пародии.
Глобус не исчезал таинственно. Он разделил судьбу Третьего рейха. В 1945 году солдаты союзников, штурмовавшие Берлин и другие штабы, массово вывозили их как трофеи. Знаменитая фотография советского солдата, выносящего глобус из разрушенной Рейхсканцелярии, — лишь один из многих таких эпизодов. Поэтому сегодня несколько экземпляров, претендующих на звание «подлинного», разбросаны по миру.
Но их ценность — не в том, что к ним прикасалась рука Гитлера, а в том, что они были свидетелями истории. Они — материальное доказательство гигантомании и пропагандистской машины тоталитарного режима.
Таким образом, история «глобуса фюрера» — это история демифологизации. Реальный объект был серийным продуктом, а его исчезновение оказалось не тайной, а актом деконструкции власти. Чаплин своим гениальным трюком с надувным шаром показал его истинную, воздушную сущность ещё до того, как это сделала сама история. И именно поэтому, вспоминая этот артефакт сегодня, мы можем с уверенностью сказать: он пропал, но мы абсолютно по нему не скучаем.
Andrey Inockin
войдите, используя
или форму авторизации