Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » Всё будет хорошо! » :) КАРЛ ФАБЕРЖЕ KARL FABERG. Родился 18(30) мая 1846 г. / 24.09.1920. Знаменитый ювелир и успешный ...









:) КАРЛ ФАБЕРЖЕ KARL FABERG.
Родился 18(30) мая 1846 г. / 24.09.1920.
Знаменитый ювелир и успешный предприниматель, Карл Фаберже в течение почти 50 лет руководил семейной ювелирной компанией и пользовался особым покровительством царской семьи. Биография мастера представляет собой достойный образец служения ювелирному искусству, а его творчество и сегодня вызывает восхищение у миллионов людей.
Карл Фаберже прославился на весь мир, прежде всего, благодаря изготовлению пасхальных яиц для царской семьи, хотя его фамильная фирма на протяжении многих лет выпускала не только элитную ювелирную продукцию, но и изделия для покупателей среднего достатка.
Его отец – Густав Фаберже был балтийским немцем с французскими корнями, а мать – датчанкой. За 4 года до рождения сына родители переехали из эстонского города Пярну в Санкт-Петербург, где глава семьи основал ювелирную мастерскую.
Получив образование в частной гимназии, юный Карл вместе с родителями уехал из России. Его отец доверил руководство фамильной компанией деловым партнерам, а сам принял решение навсегда обосноваться в Германии. В Дрезденской школе искусств Карл Фаберже обучился теории ювелирного дела, а затем отправился в длительное путешествие по странам Европы. В течение 8 лет он побывал в разных городах Германии, Англии и Франции, где продолжил учебу у лучших ювелиров Старого Света.
На выставках он присматривался к новым тенденциям, а заодно к одаренным ювелирам, которых приглашал к себе на работу. Полученные знания Карл решил использовать на благо развития семейной фирмы и в 1872 году вернулся в Санкт-Петербург. Молодой Фаберже взял в свои руки управление ювелирной компанией. Кроме этого, он оказывал бесплатную помощь Эрмитажу в оценке драгоценностей, ремонтных и реставрационных работах ювелирных изделий.
Под его руководством семейное предприятие быстро начало набирать обороты. В многочисленных мастерских собралось до 500 рабочих и специалистов: камнерезов, художников, огранщиков. И во главе каждой стоял яркий талант. Себе Карл оставил скромную роль идейного вдохновителя и судьи. Если что-то выходило не так, не нравилось хозяину, изделие тут же переделывали.
Карл Фаберже добился того, что все его произведения – не просто драгоценности, а настоящие произведения искусства. Глава знаменитой фирмы не боялся экспериментировать, его мастера работали с камнями, которые считались «неювелирными», и не боялся критики.
Диапазон продукции компании Фаберже был огромен. Портсигары, столовое серебро, сервизы, часы, табакерки, шкатулки, сувениры… Все предметы стоили очень дорого. Но были и изделия массового производства. Например, в 1914 году свет увидела серия медных чарок. Доступность для императрицы и горничной – это был один из принципов ювелирного дома Фаберже. В ход пошли ныне не востребованные в промышленных объемах уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Подвески в форме пасхальных яиц стоили не дороже фунта хорошего чая. Отдельные мастерские выпускали рамки для фотографий, флаконы для духов, броши, ордена – в расчете на любой кошелек.
В 1882 году на Всероссийской выставке в Москве случилось знаковое событие в судьбе мастера – он познакомился с русским самодержцем. Александра III поразило высокое качество работ гениального художника и высочайшим повелением царь даровал Фаберже звание «Ювелира Его Императорского Величества». Спустя 2 года Александр III заказал у мастера первое пасхальное яйцо для своей жены, которое безумно понравилось императрице Марии Федоровне. Это яйцо известно под названием «Курочка» и является первым из серии пасхальных яиц, созданных Фаберже для императорской семьи с 1885 по 1916 год. Золотое яйцо в белой эмалированной оболочке таило в себе ряд сюрпризов: желток из матового желтого золота, внутри которого сидела пестрая золотая курочка. Курочка открывалась по принципу матрешки, а в ней находилась рубиновая подвеска и миниатюрная императорская рубиновая корона.
С этого момента обязанностью придворного ювелира стало ежегодное изготовление роскошных яиц к величайшему христианскому празднику. Вошедший на престол в Николай II не стал отменять эту традицию. Он заказывал у ювелира не один пасхальный сюрприз, а два – для своей супруги и матери, вдовствующей императрицы.
Именно пасхальные яйца стали всемирно узнаваемым символом гениальности ювелира. Из-за огромной популярности этих изделий, мэтр постоянно получал просьбы от богатейших людей России и Европы изготовить для них такие же вещицы. Достоверно известно, что Карл Фаберже выполнил 15 подобных заказов, но в среде коллекционеров существует устойчивое мнение, что их было гораздо больше. В наши дни этими слухами часто пользуются мошенники, выдавая искусные подделки за работы великого мастера.
Члены императорской русской семьи на протяжении десятков лет заказывали у Фаберже ювелирные изделия для себя и для своих многочисленных европейских родственников. Благодаря этому, слава о гениальном ювелире быстро распространилась за пределами России.
Шведский, норвежский, датский, испанский, английский королевские дворы ценили работы Фаберже. Мастер делал декоративную вазу для Бисмарка, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритового Будду для придворного храма Сиама.
На нюрнбергской Выставке изящных искусств копии скифских сокровищ, которые были изготовлены фирмой Фаберже, получили золотую медаль, а их создатель – право ставить на изделия клеймо. На выставке во Франции Фаберже получил орден Почетного легиона.
Фирменные магазины Фаберже были открыты в Киеве, Одессе, Лондоне и Париже, семейная компания превратилась в одного из лидеров мирового ювелирного рынка. Почти полстолетия Карл Фаберже успешно руководил делами своей фирмы. Под его руководством сотрудники фирмы, по самым скромным подсчетам специалистов, вплоть до 1917 года изготовили около 200 000 разнообразных изделий. Среди них есть множество уникальных украшений, прекрасной столовой посуды, изделий из драгоценных и полудрагоценных камней. Но все же, к числу самых известных шедевров Карла Фаберже относятся «Яйца фирмы Фаберже» – серия великолепных ювелирных изделий, изготовленных для императорской семьи и небольшой группы частных лиц. До наших дней сохранилось 65 шедевров, которые находятся в закрытых коллекциях и национальных музеях разных стран.
Конец существованию компании Фаберже принесла Первая мировая война. Мастеров мобилизовали в армию, работать стало некому. Последнее яйцо, которое называлось названием «Стальное», было выполнено в виде снаряда и преподнесено Николаю II в 1916 году. Революция окончательно поставила точку в этой истории успеха и славы. Основную массу изделий и драгоценностей конфисковали. Сам Фаберже смог сохранить лишь малую часть своих богатств, которую успел вывезти за границу. В 1918 году, опасаясь ареста, глава фирмы сначала бежит в Ригу, а затем в Германию.
Уезжал маэстро с одним саквояжем в руках, и неизвестно, что случилось с его имуществом, оцененным более 45 миллионов рублей.
Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни он провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце. Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился своим климатом. Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару, но насладиться ею до конца не успел: умер, докурив до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Двое из четырех сыновей мастера, Евгений и Николай, в 1920-х гг. эмигрировали в Париж, где основали компанию «Фаберже и К». Впоследствии права на всемирно известную торговую марку неоднократно переходили из рук в руки, а сегодня ими владеет южноафриканский бизнесмен Брайан Гилбертсон.
Карл Фаберже, без сомнения, принадлежит к числу самых известных ювелиров в истории мирового искусства.
«Фаберже – несравненный гений нашего времени»,– так отзывалась о мастере императрица Мария Федоровна в письме своей сестре – английско королеве Александре.
К счастью, часть уникальных шедевров Карла Фаберже все-таки дошла до нашего времени, и сегодня миллионы жителей нашей планеты могут увидеть в музеях и на выставках.
войдите, используя
или форму авторизации