Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » Всё будет хорошо! » В ночь на 29 апреля 2005 года в одной из двухкомнатных квартир Брюсова переулка Москвы вспыхнул ...


В ночь на 29 апреля 2005 года в одной из двухкомнатных квартир Брюсова переулка Москвы вспыхнул страшный пожар. Девяностолетняя хозяйка, почувствовала запах дыма еще, когда огонь не перекрыл пути для спасения. Она спокойно могла спастись, нащупав выход, именно нащупав — потому что женщина была слепой, но вместо этого она кинулась в соседнюю комнатку, быстро собрала хранящиеся там тетради, листы, папки — весь архив своего мужа, и… нет, не побежала с ним на улицу, ведь огонь в любую минуту мог сбить ее с ног и уничтожить рукописи. Женщина накрыла их своим телом и стала ждать встречи…
Так погибла Алла Александровна Андреева, вдова поэта и писателя Даниила Андреева, автора самой загадочной и мистической книги прошлого века — «Роза мира».
1947 год. Алла и Даниил год как поженились. Работают художниками, принимают гостей, по ночам писатель заканчивает еще начатую до войны книгу «Странники ночи», смелый по тем временам роман, в котором один из героев прямо в глаза следователю на Лубянке высказывал все, что думает о советской власти. О романе Даниил часто говорил с друзьями, и потому скоро в квартире Андреевых раздался тот звонок, которого так боялись все советские интеллигенты. За Даниилом пришли и увезли в неизвестном направлении. Чуть позже пришли и за рукописью романа и за самой Аллой Александровной.
Следствие над Андреевой шло 13 месяцев, уже на первом допросе она заявила о своем желание разделить учесть мужа.
Следователи не успевали подшивать изобличающие показания в личное дело Андреевой, в итоге папка оказалась такой толстой, что тянула на расстрел. Этого- то Алла и добивалась, она понимала, что мужа приговорят к высшей мере наказания, а жить без него молодой жене не хотелось. Но смертную казнь Андреевы проскочили, ее как раз в это время отменили на полтора года.
Вместе встречи на небесах, их ждала долгая разлука и скитания по советским лагерям. Но именно эти испытания сделали их любовь по-настоящему осмысленной и великой.
Алла Александровна с детства была верующим человеком, она как-то призналась, что огромную роль в ее воцерковлении сыграл звон колоколов, который доносился до ее комнатки. Родители же Аллы были далеки от религии, но недалеки от духовности, от культуры. Отец врач-физиолог, прекрасно разбирающейся в музыке, ученик Римского-Корсакова, мать — домохозяйка, тоже с музыкой на ты, даже мечтала стать певицей. Их дочь рано начинает читать, учит языки, музицирует и со школьных лет мечтает встретить рыцаря, с которым бы она всегда была рядом и которому бы безоговорочно служила. Вероятно, о предназначении женщины Алла прочитала в одном из романов.
Андреев начал страдать с раннего детства. Это ведь только в биографии записано «сын знаменитого писателя Леонида Андреева», на самом деле отец от сына отказался сразу после того, как мама мальчика умерла при родах. Малыша забрала на воспитание сестра почившей Елизавета Доброва. Она была замужем за знаменитым врачом Филиппов Добровым.
Уже в детстве, а потом все чаще в юности – Даниил видел иные миры. Это то, что не давало ему покоя всю жизнь. Он мучился этими видениями, но в какой-то момент позволил им управлять собой. Незримым силам будущий писатель даже приписывал свою раннюю женитьбу на сокурснице, якобы, это входило в некий «план его гибели». Брак этот, как и любой, где нет любви, скоро рухнул.
Он жил в том же самом районе, где и Алла, на Арбате. Они наверняка много раз виделись, потом они вспоминали, что у них и знакомые были общие, однако они не замечали друг друга. Они жили в разных мирах.
Но в марте 1937 года их миры пересеклись. Алла пришла в гости к Добровым вместе со своим мужем – художником Сергеем Ивашовым-Мусатовым, пришла в подвенечном платье – на другое просто не было денег. Белизна одежды и свет души ослепили рыцаря тьмы Андреева «Расцвела в подвенечном уборе белой вишней передо мной» — напишет он в своих стихах. «Мне запомнился блоковский ночной снегопад, высокий человек со смуглым лицом» — опишет она встречу со своим рыцарем в своих воспоминаниях.
Симпатия возникла сразу, но семь лет они не выдавали ее даже взглядом. «Потому что для Даниила свято было: «Жена друга».
Когда началась война, Андреева из-за его проблем со здоровьем признали нестроевым и отправили служить под Москву, но зимой 1943 года он был принят в состав 197-ой стрелковой дивизии, вместе с которой прорвался в осажденный Ленинград. Там он служил в похоронной команде. Читал над погибшими православные заупокойные молитвы.
Во время войны Даниил все чаще отправляет Алле фронтовые письма-треугольнички. Она все чаще отвечает ему. Эта переписка сближает их. Какая невероятная магия кроется в записанных словах! Вслух можно сказать миллион слов, даже самых красивых, и не достучаться друг до друга, но порой одного письма хватает, чтобы всё понять.
В 44-ом Даниил приехал в командировку с фронта, к тому времени брак Андреевой закончился – муж изменял и устраивал скандалы, смиряться с этим Алле надоело. Встреча с Даниилом тогда стала для нее чертой, за которой уже не было прошлого.
Как мы уже знаем, послевоенное счастье Андреевых закончилось арестами. После долгих изнурительных допросов Данила отправили по этапу в знаменитый Владимирский централ, Аллу — в Мордовию. В лагпункт №13.
После смерти Сталина заговорили о том, что держать политзаключенных в тюрьмах больше не имеет смысла, теперь массово пересматривались дела даже по некогда расстрельным статьям. Алла засыпала прошениями о пересмотре их с Даниилом дела все инстанции. Когда получала отказы – садилась и писала по тем же адресам. 10 августа 1956 года в камеру зашел надзиратель и сказал, что она свободна.
Она вышла на свободу, но свобода без любимого человека – хуже неволи. Проведя пару дней в Москве, Андреева поехала во Владимирский централ. И здесь добилась еще одной победы над системой — ей разрешили по полчаса в день видеть мужа. Он уже старик, седой, исхудавший, после инфаркта, да к тому же, как выясняется, смертельно болен. Да и она уже не та «вишня в подвенечном платье». Но какое все это имеет значение на фоне чуда – они снова были вместе!
Спустя несколько свиданий Даниил передал жене тетрадку своих стихов, эта была одна из многочисленных тетрадей, исписанных им в заключении. Андреева понимала, что за эту рукопись ее могли снова отправить по этапу, но без промедления взяла ее и спрятала под пиджак. На этот раз – пронесло.
В следующий раз спасение рукописей напоминало настоящий триллер. Алла с помощью друзей и влиятельных литераторов добилась, чтобы дело Даниила пересмотрели. В ноябре 1956 года писателя перевели в Москву. Он, не сомневаясь, что при многочисленных шмонах рукописи уничтожат, а ему дадут еще лет десять, оставил все в тюрьме.
Алла была в курсе этой затеи, и знала о переезде мужа, но, как ни в чем не бывало, приехала во Владимирский централ и напросилась на встречу с заместителем начальника лагеря. Имя этого человека Давид Крот, пусть и о нем сохранится память.
Когда Крот сообщил Андреевой, что ее мужа увезли, Алла разыграла из себя наивную несведущую женщину, которая вернулась за вещами больного, обессилевшего мужа.
Заместитель велел принести в кабинет все оставшиеся вещи Даниила, их оказался целый мешок. Привыкшая к обыскам Алла, автоматически стала вынимать все из мешка и увидела, что там аж одиннадцать тетрадей с рукописями. Это были черновики всех его произведений. Заметил «запрещенку» и Крот…
В тот момент над Андреевами снова повис смертный приговор. Алла не дыша смотрела на замначальника, а он сверлящим взглядом глядел на нее. И вдруг тихо произнес: «Берите все и уходите».
До конца жизни Андрееву мучил вопрос – сказала ли она тогда «Спасибо», или, онемев от счастья, быстро выбежала из кабинета.
Так в очередной раз Алла спасла творчество мужа, но вот спасти самого Даниила ей было уже не под силу. Тяжелобольного писателя освободили в апреле 1957 года, а 30 марта 59-го его не стало.
Все эти месяцы они скитались по чужим домам, своей квартиры у них не было, голодали, мерзли, у самой Аллы Александровны к тому времени обнаружили рак, ее облучили, образовалась лучевая язва, испортилась кровь. Но не было для них времени счастливее этого…
Кульминацией их любви стало венчание.
Алле было не под силу продлить жизнь своего мужа, но она смогла осветить остаток его дней светом любви и веры. С этим светом он ушел туда, где они сегодня, должно быть, вместе.
…Первое, что сделала Алла, когда пришла с похорон мужа, села за пишущую машину и стала учиться печатать. Со временем она набрала на ней все рукописи мужа. И с этого момента до самой Перестройки жила, как пел Высоцкий, «поднять не смея глаз».
Интерес к творчеству Андреева начал расти в восьмидесятых, тогда Алла Александровна открыто заговорила о рукописях мужа, ее стали приглашать читать стихи Даниила по всему миру: Париж, Лондон, Владивосток. Она ездила везде, даже когда потеряла зрение, даже когда чувствовала себя плохо, не отказывала никому.
Андреева служила мужу до последнего, пока в ее квартире в Брюсовом переулке не вспыхнул огонь…



войдите, используя
или форму авторизации