Фотострана » Интересные страницы » Развлечения » Всё будет хорошо! » Памяти Иннокентия Смоктуновского, сегодня 28 лет со дня смерти советского и российского актёра театра и кино, Народного артиста СССР

Памяти Иннокентия Смоктуновского, сегодня 28 лет со дня смерти советского и российского актёра театра и кино, Народного артиста СССР
Фашистский плен, цинга и неверная жена. Путь к славе Иннокентия Смоктуновского
Один из величайших советских актёров театра и кино, Иннокентий Михайлович Смоктуновский, при рождении получивший фамилию Смоктунович, далеко не сразу снискал славу. На пути к признанию Смоктуновскому пришлось пройти через войну, бежать из плена, претерпеть голод и лишения, столкнуться с предательством.
Иннокентий Смоктуновский (настоящая фамилия Смоктунович) родился в сибирской деревне Татьяновка в семье мельника. Отец и дед будущего актёра были раскулачены советской властью и осуждены за эксплуатацию рабочей силы и продажу хлеба по завышенной цене. Позднее дед и дядя Иннокентия были расстреляны за участие в контрреволюционной деятельности.
Голод заставил семью Смоктуновичей сняться с насиженных мест и переехать в Красноярск, где жили их родственники. Иннокентия и его брата Владимира взяла на воспитание тётка, поскольку у родителей не было никакой возможности прокормить мальчиков. Вскоре Володя всё же умер от голода, а Кеша научился воровать на рынке, чтобы выжить.
В 1941 году отца Смоктуновского призвали на войну, и Иннокентию пришлось взять на себя заботу о семье. Кеша выучился на фельдшера и работал в госпитале при военной части, пока в начале 1943 года его также не призвали на фронт. Смоктуновский был определён связным при штабе 212-го гвардейского полка 75-й гвардейской стрелковой дивизии, в составе которой ему предстояло пройти через бой за Курскую дугу, принять участие в форсировании Днепра и получить медаль за отвагу.
В конце 1943 года в ходе операции по освобождению Киева Иннокентий попал в плен к фашистам, но спустя месяц ему удалось сбежать.
Измождёного и умирающего от голода солдата укрыла в своём доме семья украинских крестьян. После окончания войны Смоктуновский отыскал своих спасителей и поддерживал с ними контакт до конца своей жизни.
Окрепнув и снова встав на ноги, Иннокентий присоединился к партизанам, которые позднее влились в одну из пехотных частей Красной Армии. Командуя отделением автоматчиков, будущий актёр был повторно представлен к медали за отвагу и встретил конец войны в Германии.
После демобилизации Смоктуновский за компанию с товарищем поступил на обучение в студию при Красноярском драматическом театре, но через три месяца их отчислили за драку и противопоставление себя общественности. Тут-то Иннокентию припомнили и факт нахождения в плену, и расстрелянных в 1929 году родственников. Смоктуновский был признан неблагонадёжным и получил запрет на проживание в 39 крупных городах Советского Союза.
Иннокентий Михайлович уехал жить и работать в Норильск, справедливо решив, что дальше этого города его уже не сошлют. Азы актёрской профессии Смоктуновский постигал в Заполярном театре драмы, директор которого настоял на том, чтобы Иннокентий сменил окончание фамилии. Через пару лет жизни на Севере Смоктуновский заболел цингой, у него выпали все зубы. Актёр решил перебраться южнее и переехал сперва в Грозный, а затем в Махачкалу.
Именно в Махачкале, в Дагестанском русском драматическом театре им. М. Горького Иннокентий Михайлович встретил свою первую жену, актрису Римму Быкову. Через 2 года Римме предложили место в труппе Сталинградского краевого драматического театра, и Смоктуновский вместе с супругой переехал в город на Волге. К сожалению, Иннокентий не нашёл общий язык с руководством этого театра. Кроме того, актёр узнал, что жена изменяет ему. Раздосадованный и разгневанный, Смоктуновский уехал в Москву.
Если обо мне не услышите через пять лет, буду заниматься другим делом, сказал он бывшим коллегам перед отъездом. В столице Иннокентий оказался никому не нужен, так что первое время ему приходилось жить впроголодь и ночевать в подъездах и на вокзалах.
Чтобы выжить, Смоктуновский снимался в массовке на Мосфильме, затем смог устроиться внештатным сотрудником в Театр им. Ленинского комсомола. В Ленкоме Иннокентий Михайлович встретил свою большую любовь, которой оказалась художница по костюмам Суламифь (также известная как Саломея и Шлама) Кушнир.
Я тогда впервые увидел её Тоненькая, серьезная, с копной удивительных тяжелых волос. Шла не торопясь, как если бы сходила с долгой-долгой лестницы, а там всего-то было три ступеньки, вниз. Она сошла с них, поравнялась со мной и молча, спокойно глядела на меня. Взгляд её ничего не выспрашивал, да, пожалуй, и не говорил но вся она, особенно когда спускалась, да и сейчас, стоя прямо и спокойно передо мной, вроде говорила: Я пришла!, вспоминал Смоктуновский в своей автобиографической книге Быть!. Ну вот, поди ж узнай, что именно этот хрупкий человек, только что сошедший ко мне, но успевший однако уже продемонстрировать некоторые черты своего характера, подарит мне детей, станет частью моей жизни меня самого.
Человек высокой организованности, и внутренней, и художнической, говорил о второй жене Смоктуновского актёр Всеволод Ларионов. Она его воспитала и стала на всю жизнь и женой, и матерью.
Сулафимья Михайловна попросила своих знакомых актёров представить Иннокентия Михайловича режиссёру и театральному педагогу Ивану Пырьеву, который помог Смоктуновскому устроиться в Театр-студию киноактёра. Вскоре благодаря счастливому стечению обстоятельств Иннокентия пригласили на роль князя Мышкина в Большой драматический театр, и о великом Смоктуновском узнал весь Советский Союз.
Было в моей жизни много всякого: и плохого и прекрасного, вспоминал позднее Иннокентий Михайлович. Одного только не было и, наверное, никогда не будет лёгкости и беззаботности



Раскрытая ладонь как откровение.
В зал исступлённо шепчет рот
И шёпот истов словно искупление.
И замер зал и потрясён Актёр.
Глаза огромны и печальны.
И только мысль пылающий костёр
Воображеньем в нас, как звон хрустальный
войдите, используя
или форму авторизации