Фотострана » Интересные страницы » Другое » Бессмертный полк 2017 » Марии Васильевне Октябрьской пришлось воевать за рычагами среднего танка Т-34. Родилась она (8 марта ...

Марии Васильевне Октябрьской пришлось воевать за рычагами среднего танка Т-34. Родилась она (8 марта 1905 г.) и выросла в сельской местности в Крыму. Окончила школу, приехала в Симферополь. Там вышла замуж за офицера Илью Октябрьского. С началом войны муж ушёл на фронт, а она бала эвакуирована в один из сибирских городов, где стала работать на заводе. Через некоторое время получила скорбную весть о гибели родителей. А в начале 1943-го года узнала о геройской смерти мужа. Казалось, что горе затмило всё на свете, но она нашла в себе силы. Мария сама решила пойти на фронт – мстить врагу.
Все сбережения, все вещи свои и мужа пожертвовала на постройку танка – внесла в Госбанк 50 тысяч рублей. Написала письмо в Москву, приложила квитанцию о взносе денег и попросила назвать танк «Боевая подруга», а ее назначить в экипаж механиком-водителем. Вскоре из Москвы был получен утвердительный ответ, и Мария Васильевна Октябрьская была направлена в танковую школу.
В сентябре 1943 года Мария Васильевна в составе маршевой танковой роты со своим танком «Боевая подруга» прибыла в 26-ю гвардейскую танковую бригаду 2-го гвардейского Тацинского танкового корпуса, действовавшего в то время на Смоленском направлении.
Танковой бригаде предстояло совершить многокилометровый марш по труднопроходимой местности, с большим количеством мостов и переправ. Поэтому командир роты М. Белюсев предложил командиру экипажа танка «Боевая подруга» иметь в резерве еще одного механика-водителя для возможной подмены Марии Октябрьской, но она отказалась от такого варианта и заверила, что сама доведет танк до района сосредоточения бригады. Обещание своё она выполнила. Также уверено Мария водила свою грозную «тридцатьчетверку» и в дальнейшем.
Экипаж Марии Октябрьской участвовал в бою при взятии Нового Села Витебской области и уничтожил ДЗОТ с пулеметом. В этот момент по «Боевой подруге» открыло огонь из засады штурмовое орудие немцев. Все видели, как механик-водитель умело сманеврировала в овраг, и танк устремился на врага. Но в район сбора машина не пришла.
Всю ночь боевые товарищи ничего не знали об экипаже, искали танкистов. Еще день прошел – танк словно сквозь землю провалился. Вдруг рано утром послышался грохот. Высыпали все на опушку – «Боевая подруга», целая и невредимая. Все в экипаже живы, лишь Мария прихрамывает – осколком задело ногу. Оказалось, в бою снарядом повредило гусеницу. Танкисты заменили траки, и, натянув гусеницу, затаились – ждали благоприятного момента. Ночью и выбрались оттуда – ведь танк был на нейтральной полосе.
...В одном из боев за деревню Шведы у станции Крынки, уже ставшая старшим сержантом Мария Октябрьская уверенно вывела грозный Т-34 за железнодорожную насыпь, где были основные позиции вражеской пехоты и артиллерии. На полной скорости ее танк раздавил пушку, пулеметное гнездо, проутюжил траншею с неприятелем и двинулся на выручку экипажу соседнего танка. Вот что рассказывал его командир:
– Признаюсь, когда я увидел «Боевую подругу», двигающуюся навстречу снарядам врага, страшно стало за Марию Васильевну. Но вот тридцатьчетверка, зайдя с фланга, подмяла вражеское орудие с расчетом и повернула к другому. Но не дошла, из-под катков вырвались искры и пламя, танк вздрогнул и встал. Казалось, конец «Боевой подруге». Но нет, смотрю, экипаж огрызается метким огнём. Это младший лейтенант Чеботько вступил в огневой бой с артиллеристами врага, а Геннадия Ясько и Михаила Галкина он послал ремонтировать повреждённую гусеницу.
Командир приказал Марии сидеть на месте. Да где там! «Я - механик и обязана не только водить, но и ремонтировать свою машину», – с этими словами выскочила она из танка и стала помогать товарищам. Гусеница была уже натянута, оставалось забить последний палец трака, но в этот момент вблизи разорвался снаряд, и осколками ранило Марию в голову, а Ясько – в руку. Чеботько и Галкин втащили их в танк.
На выручку поспешили два наших танка. «Боевую подругу» отбуксировали в укрытие. Октябрьскую сразу перевязали и повезли в медсанбат. Пока она была в сознании, просила врачей не отправлять ее в госпиталь. Но ранение оказалось опасным, пришлось принимать срочные меры. Хирург армейского полевого госпиталя майор медицинской службы А. Никольский сделал все, что мог. Однако состояние Марии Васильевны стало ухудшаться, и 17 марта 1944 года она, не приходя в сознание, скончалась. Похоронили ее танкисты с воинскими почестями в Смоленске, на Покровском кладбище.
В конце нюня 1944 года началась Белорусская операция. И в составе 28-й гвардейской бригады вновь пошел в атаку экипаж «Боевой подруги», однако уже без своего славного механика. Экипаж танка Т-34 был на границе Литвы и Восточной Пруссии, когда утром 2 октября звучный голос диктора Московского радио на весь мир возвестил, что гвардии старшему сержанту Октябрьской Марии Васильевне присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
войдите, используя
или форму авторизации