Фотострана » Интересные страницы » Науки и технологии » Авиация и орбитальная космонавтика » О, он почти круглый! Это о самолёте Су-24. Нет, не о его формах, а об его возрасте – 49 лет. 17 ...
О, он почти круглый!
Это о самолёте Су-24. Нет, не о его формах, а об его возрасте – 49 лет. 17 января 1970 года состоялся первый полет бомбардировщика Т-6-2И, это был первый прототип Су-24 с крылом изменяемой стреловидности. Пилотировал лётчик-испытатель В.С.Ильюшин.
А началось все в начале 60-х годов, с проекта «С-6» — с треугольным крылом, двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа. Ничего удивительного, отправной точкой проекта был Су-15. В 1963 году был сделан макет. В 1965 году самолёт раздался в ширь, из-за больших объёмов РЛС «Орион». Это пошло на пользу и позволило изменить расположение экипажа, вместо тандема лётчики стали располагаться рядом. 24 августа 1965 года самолёт получил шифр Т-6. 2 июля 1967 года лётчик-испытатель В. С. Ильюшин впервые поднял в небо самолёт этого проекта. Полученный опыт заставил пересмотреть проект.
Разработка варианта с крылом изменяемой геометрии началась в КБ с 1967 года, под руководством О. С. Самойловича, вначале под тем же шифром Т-6, а потом — Т-6-2И (2-й экземпляр Т-6 с изменяемой стреловидностью крыла). На первом этапе проектирования машина рассматривалась с комбинированной силовой установкой, с наличием подъёмных двигателей (РД36-35) которые должны были сократить взлётную дистанцию. Вскоре, от подъемных двигателей благоразумно отказались. В освободившемся внутрифюзеляжном объеме вначале захотели организовать отсек вооружения, но эту идею отбросили, так как о снижении радиолокационной заметности тогда только начинали думать, а вот то, что внутренняя подвеска существенно ограничивает ассортимент применяемого оружия, это было важно. В итоге принято решение: вооружение размещать на внешних подвесках, а в фюзеляже установить дополнительные топливные баки.
Испытания Т-6-2И продолжались 4 года, хотя решение о запуске нового бомбардировщика в серийное производство под индексом Су-24 было принято ещё на первом году испытаний. На вооружение Су-24 принят 4 февраля 1975 года, и долгое время был ужасно секретен. В NATO Су-24 оценили и дали обозначение «Fencer» (Фехтовальщик). Установка нового оборудования и весьма важные конструктивные изменения реализованы на модификации Су-24М, она стала базовой для всех дальнейших модификаций. Су-24М был принят на вооружение 22 июня 1983 года.
Увы, все самолёты типа Су-24 являются технически сложными машинами и требуют высокой подготовки как лётного, так и наземного персонала. Высокая насыщенность электроникой и автоматикой провоцирует высокую отказность систем, а с точки зрения пилотирования самолёт Су-24 считается сложным и имеет высокий уровень аварийности. Печальный, но факт - только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. Вообще по уровню аварийности этот самолёт чуть было не обогнал американский F-14, тоже самолет с изменяемой стреловидностью крыла, а России он лидировал по аварийности.
Серийное производство всех модификаций Су-24 прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1400 этих машин. Сегодня эти самолёты служат в разных странах мира и достаточно надёжно. В России не модифицированные Су-24 сняты с вооружения, Су-24М и Су-24М2 планируют снять с вооружения в 20 годах XXI века. Фактически, система «Гефест» дала этим самолётам «вторую» жизнь. Хотя этим самолётам есть вполне хорошая замена в лице Су-34.
войдите, используя
или форму авторизации