Фотострана » Интересные страницы » Науки и технологии » Авиация и орбитальная космонавтика » Памяти сильного человека! 12 января 1907 года в городе Житомир родился Сергей Павлович Королёв, в ...
Памяти сильного человека!
12 января 1907 года в городе Житомир родился Сергей Павлович Королёв, в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко.
Ещё в школьные годы Сергей интересовался тогда новой авиационной техникой. В 1921 году он познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет — как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 — как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.
Поступает в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники и за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана. За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист, так 2 ноября 1929 года на планёре «Жар-птица» конструкции М. К. Тихонравова Королёв сдал экзамены на звание «пилот-паритель», а в декабре того же года под руководством Андрея Николаевича Туполева защитил дипломную работу — проект самолёта СК-4.
Спроектированные им и построенные летательные аппараты — планёры «Коктебель», СК-3 «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, — показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Так, планер СК-3 «Красная Звезда» впервые в СССР был специально спроектирован для выполнения фигур высшего пилотажа и, в частности, мёртвой петли, что и было успешно продемонстрировано лётчиком В. А. Степанчонком в ходе VII Всесоюзного планерного слёта в Коктебеле 28 октября 1930 г.
Но встреча с К. Э. Циолковским кардинально поменяла его устремления. Королёва увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добились создания в Москве общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД), а в апреле 1932 года она стала государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и запущены первые советские жидкостно-баллистические ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. 17 августа 1933 года был осуществлён первый удачный пуск ракеты ГИРД.
В 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем в ранге дивинженера, то есть дивизионного инженера инженерно-авиационной службы, таким образом, в 26 лет Королёву он занял генеральскую должность. В 1935 году он стал начальником отдела ракетных летательных аппаратов; в 1936 году ему удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную — 217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную — 212 с жидкостным ракетным двигателем. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить пост заместителя директора, и он был назначен на рядовую должность старшего инженера.
После ареста Ивана Терентьевича Клеймёнова и других работников Реактивного института дошла очередь и до Королёва. Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве. Следователи очень сильно хотели доказать его вину и не останавливались ни перед чем, в меру своего скудного разума. 25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР, по первой, расстрельной категории. Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, но всё же не к расстрелу, а 10 летнему заключению. Позже, по его личному заявлению в Военную прокуратуру от 30 мая 1955 года, он реабилитирован 18 апреля 1957 года «за отсутствием состава преступления», примечательно, что на этот момент Королёв уже был членом КПСС и удостоен звания Героя Социалистического Труда, не будучи официально реабилитированным.
21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, на «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение «Владлага», он прибывает в Москву и его дело по ходатайству известных и честных людей, в частности - М. М. Громова и В. С. Гризодубовой, пересматривают, 10 лет заменяют на 8 лет, но главное в другом, его направляют в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где он начинает работать под руководством А. Н. Туполева, в том числе и над личными, ракетными проектами. Новые проекты послужили причиной перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне — Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом работает над практическим использованием ракетных двигателей в авиации: для сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В начале 1943 года заключенный Королёв назначается главным конструктором группы реактивных установок. Одним из результатов стало оснащение пикирующего бомбардировщика Пе-2 ракетной установкой, первый полёт этого самолёта состоялся в октябре 1943 года.
В июле 1944 года С. П. Королёва по личному указанию И. В. Сталина освободили из заключения со снятием судимости (протокол от 27 июля 1944 года заседания Президиума Верховного Совета СССР). На этом закончился самый черный период его жизни. Есть высказывание лётчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».
В августе 1946 года он был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде, для разработки баллистических ракет дальнего действия. Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, было создание аналога ракеты А-4 (ФАУ-2) из советских материалов. 10 октября 1948 году ракета Р-1 впервые полетела, её испытания показали её превосходство над ФАУ-2. В 1950 году ракета Р-1 принимается на вооружение ВС СССР.
Потом последовали и другие ракеты, в том числе те которые сделали для народного хозяйства страны доступным космос, а космонавтику пилотируемой. Огромная в этом роль лично С. П. Королёва и того Совета генеральных конструкторов который он создал и долгое время был его председателем. Это ещё раз подтверждает простую истину – созидание, это не удел отдельных личностей, а коллектива, объединения личностей общей целью, объединением лучших сил общества и не на основе личных интересов. С. П. Королёв это понимал.
Увы, Сергеем Павловичем сделано было много, но ещё большему количеству задуманного и планов не было суждено сбыться. Его жизнь оборвалась 14 января 1966 года, на операционном столе. Лучшие светила отечественной медицины оказались не способны справиться с той сложностью задач и сердце С.П. Королёва остановилось. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.
В Ростове большие таланты отродясь, не водились!
Торгаши и воры там были, чикатилы и колдыри, работяги и казаки, ушлые студенты - двоечники. И все они, безусловно, наглые, хитро.опые, прохиндеистые, но реальных талантов там не найдешь. Земля, понимаешь, не та!
А для настоящих талантов у нас есть некие другие города и села.
войдите, используя
или форму авторизации