Фотострана » Интересные страницы » Науки и технологии » Авиация и орбитальная космонавтика » Крылья Кузнецова













Крылья Кузнецова
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия в порядке присвоения: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации.
Заказан к постройке - 3 марта 1981 года, строительство начато 1 сентября 1982 года. Спущен на воду - 4 декабря 1987 года. Введён в эксплуатацию - 20 января 1991 года.
Наличие 12 пусковых установок 4К-80 для тяжёлых ракет «Гранит» превращает сей авианосец в авианесущий крейсер.
Текущая концепция формирования авиационной группы авианосца предполагает сокращение количества базируемых Су-33 с заменой на лёгкие и более компактные по размерам истребители-бомбардировщики МиГ-29К, что позволит увеличить число базируемых самолетов до 36 единиц. Большая штатная загрузка вертолётами (24 вертолёта) связана с направленностью авианосца на противолодочные операции вертолётами Ка-27ПЛ. Тем не менее, состав авиагруппы меняется в зависимости от поставленных задач. Например, формирование ударной группы из вертолетов Ка-52К позволяет выполнять поддержку десантных операций в прибрежных водах.
В ноябре-декабре 2016 года потеряны 2 самолёта, предположительно из-за обрыва троса аэрофинишёра. За весь период эксплуатации корабля зарегистрирован ещё один случай обрыва троса аэрофинишера произошедший 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике с последующей потерей одного самолёта Су-33.
На палубе крейсера «Адмирал Кузнецов» располагаются четыре троса аэрофинишера «Светлана-2». При посадке самолетов они приподнимаются на 12 см. Первый трос расположен в 46 м от обреза полетной палубы, далее через 12 м друг от друга другие. На практике нормой считается, если летчик при посадке цепляет 2 или 3 трос. Таким образом, задача пилота палубной авиации - посадить самолет на участок длиной 36 метров с отклонением от осевой линии полетной палубы не более 3 м. Увы, на авианосце длина пробега самолета — всего 90 м. Посадочная скорость самолета Су-33 - 240 км/час. А МиГ-29К - 250 км/час. Когда самолет касается палубы, происходит сильный удар. Перегрузки в момент посадки достигают 4–5 единиц. Каждый раз летчик получает тяжелые нагрузки на позвоночник.
Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России. Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлёт и посадку «по-самолётному» на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года. Всего с 1989 по 1999 год произведено 26 серийных самолётов.
Текущий парк Су-33 в значительной степени исчерпал ресурс, тем не менее, планируется сохранять и модернизировать: для этого в 2016 году возобновлено производство двигателей «АЛ-31Ф серии 3» для Су-33, а также обновлена авионика самолета прицельной системой СВП-24 «Гефест».
При сохранении достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:
• улучшение несущих свойств крыла на взлётно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и переднего горизонтального оперения;
• увеличение тяговооружённости самолёта для обеспечения безопасного короткого взлёта с палубы и ухода на второй круг;
• усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями;
• установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески для дозаправки другого самолёта (Су-33, МиГ-29К) топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования;
• применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
• обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами;
• увеличение числа одновременно подвешиваемых средств поражения для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
• складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снижения габаритов самолёта в ангаре и на палубе;
• применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для эксплуатации в условиях морского климата;
• возможность эффективной работы по надводным целям
В ноябре 2016, во время операции ВКС РФ в Сирии, с палубы авианосца состоялось первое боевое применение Су-33
Потери самолётов: всего с момента первого полёта Су-33 произошло 8 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта. 3 декабря 2016 год при посадке на палубу ТАКР «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишёра самолет выкатился за пределы палубы, пилот катапультировался.
Чуть-чуть о реальных боевых возможностях: с ближних к трамплину стартовых позиций "Адмирала Кузнецова" Су-33 может взлететь с полным боекомплектом ракет "воздух-воздух", но на радиус значительно меньший максимального (соизмеримый с радиусом "Супер Хорнета"). Более тяжёлые варианты нагрузки допускают взлёт только с дальней позиции, что не хорошо, т. к. в этом случае резко увеличивается время подъёма авиагруппы.
МиГ-29К (по кодификации НАТО: Fulcrum-D) — советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвертого поколения,
Первый полёт МиГ-29К: 23 июня 1988 года. Однако проект МиГ-29К в начале 1990-х годов был закрыт, причиной являлось, как и недоведённость самолета, так и экономический кризис. Но благодаря большим заказам на палубные истребители МИГ-29К со стороны Правительства Индии (контракты 2004, 2010 годов) для авианосца Адмирал Горшков (после переоборудования получил имя Викрамадитья), самолет удалось довести и модернизировать до уровня 4++ создав одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ. Первый полёт МиГ-29КУБ состоялся 20 января 2007 года.
В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.
В январе 2016 года был заново сформирован и начал боевую подготовку 100-й «крымский» полк корабельной авиации на базе поступивших на вооружение новых 24 единиц Миг-29К/КУБ.
Хотя Миг-29к имеет меньшую дальность и грузоподъемность, чем Су-33, но он более компактен по размерам, что позволяет увеличить число базируемых самолетов на авианосце. МиГ-29К более глубоко модернизирован, чем Су-33 относительно исходных проектов. В Миг-29К скорректирован планер для увеличение грузоподъемности (в версии для Индии самолет позволяет нести 5,5 тонн), также в Миг-29 применены элементы стелс-технологий такие как расширение применения неметаллических композиционных материалов (до 15%) и другие… Для увеличения дальности полёта, на Миг-29К имеется аппаратура для дозаправки в воздухе.
Потери самолетов: В июне 2011 в Астраханской области разбился МиГ-29КУБ (первый опытный экземпляр), пилоты погибли. 4 декабря 2014 года разбился опытный экземпляр МиГ-29КУБ в Московской области. Впоследствии один пилот скончался.
14 ноября 2016 года потерпел крушение Миг-29К в Средиземном море во время захода на посадку на борт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Летчик катапультировался, по иронии судьбы им был начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота. Существует следующая неофициальная версия аварии: с палубы взлетело три МиГ-29К, после выполнения задания первый сел нормально, второй – оборвав трос №2 зацепился за четвертый. Оборванный трос спутался с тросом №3 сделав посадку не возможной. Третий самолет ушел на второй круг и в зоне ожидания у него остановились двигатели, предположительно из-за окончания запаса топлива.
Ка-27ПЛ - Палубный противолодочный вертолёт. Достаточно подробно был описан ранее, в статье посвящённой камовским вертолётам.
Ка-52К, «Катран»
Ясно уже из названия, вертолет Ка-52К является адаптированной к морским условиям и требованиям ВМФ модификацией Ка-52 «Аллигатор». Корабельный вариант К-52К, активно внедряется как вариант вооружения авианосца "Адмирал Кузнецов" обладает более мощной РЛС и ракетным вооружением, чем базовая версия Ка-52.
По словам генерального конструктора ОАО «Камов» Сергея Михеева, фирма заключила контракт с Министерством обороны на поставку до 2020 года 146 единиц Ка-52К. Серийное производство начато в 2012 году. 32 вертолёта предназначались для российских «Мистралей», но ситуация известно изменилась, хотя существует контракт на поставку Египту 46 корабельных вертолётов Ка-52К.
В ноябре 2016 года несколько Ка-52К в составе авиагруппы ТАВКР Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов были переброшены к берегам Сирии для участие в Военной операции России в Сирии.
«Варяг» (проект 1143.6) — заложен в 1985 году, спущен на воду - 25 ноября 1988 года. В апреле 1998 года продан китайской компании за $20 млн. Введён в эксплуатацию под именем «Ляонин» - 25.09.2012 года.
«Ульяновск» (проект 1143.7) — заложен в 1988 году. Предполагалась ядерная силовая установка и паровые катапульты. ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году на уровне готовности 18,3% из-за….
войдите, используя
или форму авторизации